Поэтому, давайте начнем нашу первую беседу с того, что вообще называется развитием человеческого общества, на котором основывается развитие государства, семьи, экономики, домашнего хозяйства, воспитание детей, культура, технология, наука.
Человек живет в обществе уже сотни тысяч лет. Ну по крайней мере, последние десятки тысяч лет, он живет общественной жизнью, ведь в одиночку не способен обеспечить себе все необходимое. Мы не можем жить мелкими стаями, словно животные. Хотя мы и вышли с животной ступени, но наша природа толкает нас к развитию себя, своей среды, к познанию того, что такое жизнь и чем ее можно улучшить.
Это внутреннее стремление человека, и естественно, оно эгоистическое, ведь каждый хочет для себя лучшей жизни: более уверенной, спокойной. Каждый хочет преуспеть больше остальных. Зависть, вожделение и честолюбие правят людьми, и мы видим, что эти качества развились и расцвели еще в самых древних культурах. Именно они и толкают нас к развитию.
И поэтому человеку необходимо жить в обществе. Он бы выжил и в лесу, но остался бы просто животным, как все звери. Известно, что если дети теряются в лесу, они вырастают животными. Звери принимают их в стаю, и человек обретает форму животного – до такой степени, что уже не может вернуться в человеческое общество, настолько теряет человеческий облик.
Поэтому все наше развитие в течение всех поколений было направлено на развитие общества, окружения. И чем дальше мы развиваемся – видим, что сам человек не очень сильно меняется. Основные изменения происходят в обществе, и все развитие зависит от него.
Человек развивает общество, а за счет общества, меняется его личная жизнь. Одно зависит от другого. Я сегодня завишу от тысяч людей по всему миру, ведь если проверить, во что я одет, что я ем, из чего построен мой дом, от чего зависит отопление, охлаждение, работа – то не найдется такой страны, которая бы не участвовала в обеспечении мне всего того, что у меня есть.
Если это происходит не напрямую, так еще через несколько стран: одна поставляет сырье, другая – части машин, с помощью которых производят какие-то товары, а посредством них уже создают, например, мою одежду. Исследования показывают, что весь мир зависит друг от друга.
И чем больше мир углубляется в такую специализацию, когда у каждого есть работа, которая связана и находится в гармонии со всеми остальными людьми, тем больше мы можем обеспечить себе дополнительных товаров, недоступных людям прошлого.
В прошлые века человек обеспечивал себе немного хлеба, уксуса, вина, мяса – и все. Потом стало чуть больше еды, больше одежды, обуви, больше разных производств. Потом появились автомобили. И в соответствии с этим, развились специалисты в экономике, в сельском хозяйстве, в машиностроении и т.д. Развилась культура, литература, музыка, песни.
Вокруг человека возникли целые отрасли, которые даже не требовались ему для жизнеобеспечения – но без этого он тоже не может. Музыкант поднимается на сцену и дает концерт на тысячу человек, которые платят ему за одно представление больше, чем рабочий тяжелым трудом зарабатывает за месяц, а может и за год. То есть мы высоко ценим эти вещи, которые не являются для нас необходимыми: спорт, туризм.
Если посмотреть, сколько же мы производим насущно необходимого во всем производстве, то около 90% окажутся ненужными вещами. И все равно, они нам как бы необходимы. Мы чувствуем, что они относятся к человеческой ступени, и потому нужны.
Если не будет выхода, я конечно выживу и в пещере – но развитие обязывает меня производить все эти продукты.
Мы достигли состояния, когда человек отрываясь от общества, будет вынужден жить очень скудной жизнью. Максимум – он сможет обеспечить себе самое необходимое для жизни, чтобы не умереть с голода. А если он хочет получить все остальные достояния цивилизации, то обязан включиться в общество, производить товары, необходимые обществу, и тогда он получит от общества, по возможности, то, что желает.
То есть, прежде всего, мы зависим от общества. Это неизбежность. А если так, то что мы в этом обществе сделали неправильно, если не можем сейчас нормально жить в нем, и чувствуем кризис в своем обществе, в своей жизни. И этот кризис ощущается не добрым – это еще не рождение, а родовые муки, которые ему предшествуют, и потому мы хотим выяснить, что же не в порядке.