В то же время, 36% опрошенных считают, что лучше заключить договор об ассоциации с Европейским союзом, чтобы впоследствии вступить в Евросоюз. Выбор между ЕС и ТС – это и мой выбор, и выбор будущего для моих детей. Я хочу, чтобы он был безошибочным!
…Многие считают, что сегодня для Украины не существует потребности срочно определяться, куда идти – в Таможенный союз или Европу, полагают, что политически нам выгоднее лавировать между двумя возможностями. Но ситуация в экономике подстегивает и вынуждает принимать решение.
Отечественная экономика стагнирует. На сегодня Украина демонстрирует снижение роста ВВП и промышленного производства по сравнению с прошлым годом. Такое положение в экономике вызвано высокими ценами на энергоресурсы, большой стоимостью кредитов и достаточно популистским бюджетом, принятие которого было продиктовано политической нестабильностью.
Чтобы решить свои проблемы в экономике и поддержать рассыпающийся бюджет, Украине нужны кредиты. Нужны срочно, до конца года – дедлайн декабрь! Сумма, которая срочно необходима экономике, это пятнадцать миллиардов долларов.
Для тех, кто хоть немного разбирается в экономике, очевидно: подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом в среднесрочной перспективе приносит много минусов для экономики страны!
Подписавшись под этими договоренностями, Украина вроде бы вправе рассчитывать на кредитование от МВФ. И тогда, при условии политической стабильности, можно смело проводить и президентские выборы.
Правительство рассчитывает после подписания соглашения с Европой на кредиты МВФ, с одной стороны, и на политическую поддержку Соединенных Штатов и Евросоюза, с другой. Этот план может сработать. Но может и не сработать!
Во-первых, после кризиса на Кипре европейцами принято решение, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и расставаться с деньгами они будут очень неохотно. Во-вторых: и США, и Европе выгоден слабый украинский президент, которым легко манипулировать. Арсений Яценюк бы точно подошел. И Владимир Кличко в силу своей политической неопытности тоже бы их устроил. Поэтому существует вероятность, что МВФ будет по-всякому затягивать вопрос с выделением кредитов до результата президентских выборов.
Кроме этого, в бюджет Евросоюза заложена определенная сумма для того, чтобы направить к нам на выборы порядка пятисот наблюдателей. Уже сейчас видно, что зарубежных наблюдателей будет рекордное количество!
В случае выбора Украиной западного вектора предсказуема и реакция России. Российский президент Владимир Путин будет просто обязан продемонстрировать россиянам и нашим политическим элитам твердую позицию! Ведь по пути Украины начинают движение и Молдова, и Армения.
Судя по последним высказываниям президента Владимира Путина и его советника Сергея Глазьева, нашу экономику при таком раскладе ожидают большие проблемы, вплоть до полного отказа российского рынка от поставок украинской продукции – труб, продукции сельского хозяйства и т. д.
Как это будет происходить на практике, нам наглядно показали на примере Roshen. Кстати, Петр Порошенко теперь может продемонстрировать выгоды интеграции с Европой – то, о чем он много и неоднократно говорил – на примере своего предприятия. Пусть теперь попробует свои конфеты продать в Европе!
Страны Таможенного союза могут или вводить запретительные меры против отдельных предприятий, или расторгнуть договор о свободной торговле с Украиной и решить вопрос в целом. Оговорки в договоре о свободной торговле позволяют его расторгать в таких случаях. Причем тотальный отказ от украинской продукции будет (может) проходить именно во время выборов.
Представьте ситуацию где-то после декабря: кредиты не дают, Россия перекрыла границу, экономика встала, безработица, проблемы с наполнением бюджета, неправительственные организации критикуют правительство…И на фоне всего этого в стране начинается избирательная компания!
Подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом налагает на Украину обязанности – в одностороннем порядке выполнять правила и требования Евросоюза. Возможности влиять на принятие решений не будет, поскольку мы не члены Евросоюза, но выполнять обязаны.
Фактически наше государство превращается в «банановую» республику, экономическую колонию! В погоне за призрачными кредитами МВФ и такой же призрачной политической поддержкой США и Европы мы можем получить коллапс украинской экономики. Причем даже кредиты МВФ будут не в состоянии перекрыть потери от экономических санкций России!
С другой стороны, вступление в Таможенный союз дает Украине серьезные экономические выгоды и большие политические возможности. Напомню, решения в Таможенном союзе принимаются консенсусом. Это значит, что если хоть одна страна против, решение не принимается.
Хочу заметить, кстати, что до сих пор все решения, которые принимал Таможенный союз, были настолько очевидно целесообразными и продуманными, что ни одна сторона до сих пор не воспользовалась своим правом вето. Кроме того, Таможенный союз не диктует Украине никаких политических условий: Таможенный союз – это исключительно экономическое соглашение.
Важно и то, что россияне готовы открыть для Украины кредитную линию в размере до 15 млрд. долларов – открыть сразу же после подписания документов о присоединении Украины к Таможенному союзу! Решились бы и вопросы цены на газ.
У нас у всех есть дети. Мои сейчас выбирают профессию. Таможенный союз – это реальная экономика. Если Украина вступает в Таможенный союз, это значит, мы будем выпускать ракеты, самолеты, корабли, продукцию ВПК. Значит, будут востребованы ученые, инженеры, конструкторы.
Если мы выбираем договор с Евросоюзом, то мы лишаемся своей промышленности. Открываются границы со странами Европы, и товар без пошлин поступает к нам, одновременно закрываются границы со странами Таможенного союза. В этих условиях мы, безусловно, потеряем остатки промышленности. В этих условиях будет развиваться сфера услуг. Например, будут востребованы специалисты ресторанного и гостиничного бизнеса. А я бы хотел, чтобы мои дети работали в реальном секторе экономики.
Можно ли затянуть с принятием решения? Я считаю, что и можно, и нужно. У меня на столе лежит заключение одной из юридических компаний о том, что соглашение об ассоциации противоречит Конституции. Если группа народных депутатов сделает обращение в Конституционный суд, то я уверен, что он вынесет решение о неконституционности соглашения с Евросоюзом.
Больше того, я думаю, что коммунисты с удовольствием бы подписали такое обращение! Это не значит, что Украина не может подписать соглашение с Европой. Может, но только после внесения изменений в Конституцию, а это, как известно, процедура не быстрая.
Но если мы решим вопрос с кредитованием, нам вроде как и торопиться некуда… Наоборот, нам бы посмотреть, как будет развиваться кризис в мире. Как будет складываться экономическая ситуация в Европе. Я считаю, можно было бы ускорить переговоры по получению Украиной кредитного свопа от России. Это процесс, когда Украина передает, к примеру, пятнадцать миллиардов долларов в гривнах России, а Россия в обмен передает ту же сумму Украине в рублях.
Украина может использовать эти рубли для расчета за газ, тем самым сохраняя другую валюту. Причем обратите внимание, по этому кредиту не нужно платить проценты.
Хотя, конечно, если долго выгадывать, то можно и прогадать. Один мой хороший знакомый в разговоре с Путиным ставил в пример активную позицию американских и европейских политиков в вопросе выбора Украиной вектора развития. Выделяются гранты, работают НПО – неправительственные организации. Путин ответил, что оказывать давление на Украину неправильно и что выбор должен идти от души.
А если выбор сделан не от души, то потом все равно сделают по-своему…