Пару дней назад я написала новость о бойцах 72-й, исходя из личного опыта, нарываясь на критику – сразу после выхода сюжета на российском ТВ. Не для того, чтобы «пиарить» рупоры Кремля - а потому, что произошедшее (а вероятность того, что событие действительно произошло, я оценивала в 90%) показалось мне, как журналисту, важным и… правильным.
«Умирать с автоматом в руках, когда по тебе гаубицы бьют – в этом нет смысла», - сказал в недавнем интервью боец 24-й ОМБР Василий о товарищах, которые уходят через "ноль" - нейтральную полосу, и российский КПП. Я слишком много знала о положении бойцов 72-й бригады – мобилизованных 2-3 месяца назад, и теперь, вместо долгожданной ротации, больше недели заблокированных на линии огня, брошенных на верную смерть. И о том, как долго они просили помощи. И о лжи, которую им скармливали власти вместо подмоги.
«Сбежавшие дезертиры - подставили товарищей. Теперь - часть освободившегося оружия будет бить по тем кто не сдался. Открыт еще один кусок границы для автоколонн с оружием. Трусы будут рассказывать о непобедимости "ватников" (с). Все, точка. Читайте Устав - его писали кровью. Офицерам однозначно трибунал. Солдатам в идеале года по два три тюряги с заменой исправ работами. Раненых обслуживать».
Это один из сотен подобных комментариев коллег, которые так страшно видеть в facebook. К сожалению, многие из тех, кто рассуждает тут о «предательстве», никогда не держал в руках оружия и не догадывается, каково это – быть в аду, под огнем. Многие из диванных критиков даже считают себя христианами, начисто забывая об одной из главных заповедей: «не судите, да не судимы будете».
Ах, как мы любим осуждать других! Ровно до тех пор, пока подобная ситуация не касается нас или наших близких. Все ли из вас готовы умереть под шквальным огнем? А если я спрошу о ваших детях?
Мне довелось жить в Израиле во времена второй интифады (арабо-израильского противостояния) в 2000 году. Знаете, откуда бралась уверенность, что журналисты арабских СМИ врут, показывая по пропагандистскому ТВ картинки «зверски убитых израильскими солдатами младенцев» - которые в большинстве оказывались постановочными?
Я знала это потому, что в Израиле с детства учат: жизнь – это высшая ценность. Нет ничего ценнее человеческой жизни. Ради ее спасения врачи-иудеи садятся в «скорые» и нарушают шабат и даже страшный Йом Кипур - по-нашему, Судный День, специфический «праздник», когда все должны пребывать в раздумиях о своей греховности, а за проезд в автомобиле могут и булыжником угодить.
Несмотря на странности, Израиль ближе к Европе, чем к Азии. И неслучайно он практически идентичен ЕС по качеству жизни. Страну с нуля создали выходцы из Европы и несогласные с политикой Советского Союза «наши». Жизнь – высшая ценность европейского общества. Ради спасения жизни и здоровья католические священники позволяют верующим не соблюдать строгий пост перед Рождеством и перед Пасхой. Ради спасения тех же евреев католические священники рисковали своей свободой во время 2-й мировой.
Таков Запад. А вот Восток.
В идеологии радикальных мусульманских движений вроде «Хамаса» смерть – лишь путь к лучшей жизни. Именно поэтому террористы-смертники в Тель-Авиве радостно подрывали себя на входе в дискотеки и торговые центры - чтобы унести вместе с собой как можно больше «неверных». Именно поэтому они прикрывались живым щитом из малолеток в борьбе с военными Цахала. И некоторые дети таки стали реальными жертвами – превратившись в очередное орудие пропаганды.
Эту нехитрую политику с легкостью переняли террористы из ДНР/ЛНР – те, которые «за Россию-матушку» готовы полечь сотнями в донецких степях. Они же обстреливают из «Градов» жилые кварталы Донецка и Луганска, чтобы предъявить потом толпе жертв «кровавой хунты». Безжалостно. Потому что это – вопрос менталитета.
В царской, а потом и советской России человеческая жизнь была разменной монетой. Именно оттуда пошла идеология "русские не сдаются". СССР победило в страшной Великой отечественной войне ценой миллионов жизней простых людей. Штрафников кидали вперед военной техники без защиты – пушечным мясом. Сдаться в плен считалось тяжким преступлением. Отступить – достойно казни. Дезертиров отстреливали сотнями – свои же, не враги.
Восток или Запад – мы выбираем сейчас, всей страной. Из каких соображений вы осуждаете ребят, которые спасают свои жизни? К чему вы их подталкиваете? Еще несколько десятков или сотен смертей не приблизят нас к миру.
На сайте LB.ua я веду список погибших Героев этой ужасной войны. Несколько раз в неделю я ищу хотя бы минимум сведений по каждому из погибших. Нелегко бывает выяснить хотя бы имена, Штаб их не объявляет - будто это некие виртуальные "200-е", каждый день. Да что там, от нас часто скрывают и реальное количество жертв очередной атаки. Привыкнуть к этому невозможно. «Иванов А. А., 29 лет. Сержант. Геройски погиб, попав в засаду террористов. Остались жена и трое детей, младшему 1,5 года…». Каждая такая ведомость откликается болью и сопереживанием.
Да, это война, у нас есть жестокий противник, и многие смерти, увы, оказались неизбежными. И все же хочется просить, молить каждого, кто надел военную форму: оставайся живым любым способом, как можно дольше! Твоя геройская смерть - одна из сотен записей в Книгу скорби. Не нужна она ни жене, ни матери, ни детям. А твоя Жизнь, сохраненная, целая - это море счастья для родных, близких, друзей, волонтеров, которые тебе привозят бронежилеты, каски, дорогую оптику - все, лишь бы ты был жив…
Так хочется верить, что наша страна ближе к Европе, а не к Азии, по менталитету. Давайте учиться на ошибках Сталина. Для общей победы не нужно умирать - наоборот, нужно хитрить, обходить, даже обманывать, если нужно, где-то воспользоваться ситуацией.
Украина ведь, действительно, не находится официально в состоянии войны с РФ (как верно заметил один из бойцов славной 72-й в комментарии для Путин-ТВ). А потому наши воины могут спастись через территорию этого государства. Поскольку украинское государство уже не способно им помочь. Отказать украинцам в таком маневре россияне не могут по аналогичной причине – война не объявлена.
«Правильно делают израильтяне, для которых сдаться в плен в безвыходной ситуации - норма, указанная в военном уставе. Потому что нет ничего дороже жизни; пленных можно выкупить или обменять, а трупы можно только похоронить. А "Бабы еще нарожают" - это средневековая дикость и людоедство», - написала адвокатесса Татьяна Монтян, которую попросили помочь арестованным ребятам из 51-й ОМБР в Запорожье. С ней можно не соглашаться в вопросах политики. Но в вопросах взаимодействия в цивилизованном обществе она - эксперт.
Десятки, сотни смертей таких ценных и нужных парней не приближают нас к победе. Известия об убитых солдатах вызывают лишь скорбь, плачь и ненависть по всей стране. И только живые люди могут приблизить победу морально и физически, любовью, словами и делами.
Бойцы из 72-й, 51-й, 24-й и других бригад – будьте умнее. Живите. Изо всех сил. И возвращайтесь.