Крайняя попытка доставить наборы выживания была осуществлена в субботу, 13 июня. Колонна из 20 грузовиков с продуктовыми наборами, детскими наборами, несмотря на наличие всех необходимых разрешительных документов и прохождение полного фискального и таможенного контроля, была задержана на последнем блокпосту в секторе «С» батальоном «Патриот» ВСУ и вынуждена была вернуться в Курахово. По нашей информации, ровно такие же проблемы с доставкой гуманитарной помощи за линию соприкосновения испытывают международные гуманитарные миссии, другие украинские благотворительные и волонтерские организации. В результате продолжающейся почти 2 недели фактической транспортной блокады с территории Украины без жизненно необходимых продуктов, медикаментов и средств гигиены остались сотни тысяч детей, матерей, пенсионеров и инвалидов за линией соприкосновения. Наш Штаб вынужден один за одним закрывать пункты выдачи гуманитарной помощи в различных городах и поселках (сегодня был закрыт последний в Донецке), миссии ООН и Красного креста приостанавливают собственные гуманитарные программы, а власти непризнанных республик развернули на своих территориях массированные кампании по публичной дискредитации «бесчеловечной украинской власти».
Двухнедельное блокирование гуманитарных грузов вызвано двумя основными причинами. Первая заключается в отсутствии какой-либо системы допуска гуманитарной помощи, отсутствии профильного закона об оказании помощи в условиях военных действий, несогласованных действиях служб, принимающих решения и управляющих процедурами в зоне АТО. По факту решения о пропуске или задержании гуманитарных грузов принимаются в ручном режиме, волюнтаристическим способом, без участия представителей международных или украинских гуманитарных организаций.
Вторая причина – политическая, и связана с активным продвижением инициативы по организации полной товарно-сырьевой блокады неподконтрольных Украине территорий. Чтобы «прекратить кормить боевиков» и «объявить решительную войну контрабанде и коррупции на блокпостах». По этому поводу группой депутатов даже зарегистрирован соответствующий законопроект в Верховной раде и развернута активная информационная кампания. Правда законопроект все-таки содержит одно небольшое исключение – «блокада не затрагивает гуманитарную помощь, поставляемую под контролем международных гуманитарных организаций».
Обе эти причины тесно связаны между собой. Отсутствие правил и неработающие процедуры способствуют коррупции и развитию контрабанды. А контрабандные потоки, в свою очередь, стимулируют ответственные лица, как можно дольше сохранять ручной режим принятия решений. Получается классическая история про «курицу или яйцо». А главными пострадавшими становятся вовсе не коммерческие организации, а те, кто оказывает гуманитарную помощь, и те, кто ее получает.
С самого момента основания Гуманитарного штаба мы публично объявили о подчеркнуто неполитическом характере своей деятельности, чтобы иметь возможность в равной мере помогать людям, живущим как на подконтрольной, так и на неподконтрольной украинским властям территории Донбасса. Поэтому мы не имеем права публично оценивать инициативу по организации товарно-сырьевой блокады отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Хотя и страшно представить, что произойдет, если в целях решительной борьбы с коррупцией, в чью-то голову придет мысль закрыть паспортные столы, ВУЗы и поликлиники. А другая такая же «светлая голова» запретит детям помогать оставшимся на Донбассе или в Крыму родителям.
Вместо этого, Гуманитарный штаб Рината Ахметова предлагает несколько оперативных и системных действий, способных в равной мере «разморозить» доставку гуманитарных грузов и обуздать коррупцию и контрабандные потоки на линии пересечения:
1. Мы предлагаем решением Штаба АТО определить основной и резервный (на непредвиденный случай) пункты пропуска, предназначенные исключительно для доставки гуманитарной помощи. Это позволит отделить гуманитарные грузы от всех остальных и исключить ситуации, когда под видом гуманитарной помощи на неконтролируемые украинской властью территории завозится другая продукция.
2. Мы предлагаем определить специального отдельного представителя от гуманитарных миссий, который будет участвовать в совещаниях Штаба АТО, посвященным пропуску гуманитарных грузов. Таким специальным представителем, например, может стать кто-то из руководителей или специалистов Управления по координации гуманитарных вопросов ООН в Украине. Это позволит обеспечить оперативный надзор над доставкой гуманитарной помощи со стороны международных организаций.
3. Мы предлагаем разработать и принять в Верховной раде профильный Закон об оказании гуманитарной помощи в условиях военных действий. Это позволит, наконец, установить прозрачные правила и процедуры оказания помощи и уйти от принятия решений в ручном режиме с неизбежной коррупционной составляющей.
Эти наши предложения мы уже разослали органам власти Украины и в международные гуманитарные миссии. И убеждены, в случае их принятия и реализации, выиграют все. Выиграют украинские власти, которые смогут одновременно остановить коррупцию и контрабанду на блокпостах и подтвердить выполнение Минских договоренностей в части обеспечения гарантий доставки гуманитарной помощи. Выиграют гуманитарные организации, которые получат прозрачные правила и смогут заняться выполнением своих прямых обязательств перед людьми. А самое главное, выиграют попавшие в беду люди, которые смогут беспрепятственно получать жизненно необходимые продукты, воду и медикаменты.