Вечір. 2004. Олія, полотно. 74,5х82,5 см
Усі, хто знали художницю, відзначають її вроджений талант живописця, вміння бачити красу і поезію в буденних прозаїчних речах, безмежну доброту і готовність у будь-який момент допомогати-виручати. Художник Віктор Рижих, який близько дружив із подружжям художників Зої Лерман та Юрія Луцкевича, казав про неї: «Зоя навряд чи могла щось запозичити ззовні, у неї все, що потрібно, уже було всередині».
Портрет Накташі Шнейдер-Хачатрян.1984. Олія, полотно. 80х110 см
«И, вообще, жалобы на государство для собственного оправдания не годятся. Для жизни — да, денег нет, трудно, тяжело, а для искусства — это не аргумент. Если мне не работается, день, два, месяц, кто виноват, кроме меня. Причина во мне. Измерения для государства и художника разные, а, если оценить в исторической перспективе, то они, вообще, несравнимы. Государство, как человек, подвластно времени, а искусство — нет. Искусство не бывает старым, иначе это — не искусство. Естьстарые мастера, но старого искусства — нет.
Портрет художницы Агаєвої. 1960.
Каждая частичка пережитого, воплощенного в искусстве, становится частицей вечности. То, что представляет проблему для философа, для художника — очевидно. Ему не нужно спорить, он практик, он познает мир при помощи красок. Это интуитивное, личное знание, потому оно уникально. А результат измеряется талантом. Потому и вечность гораздо определеннее с точки зрения художника, чем ученого.
"У емпіреях". Кінець 1990-х. Олія, полотно. 60х65 см.
Для художника — эта категория эстетическая, а не физическая. Вот поэты пользуются словом вечность. Никого это не удивляет, но волнует каждого. И по своему. Еще говорят -муки творчества. Причем часто, иногда без повода, так что даже звучит пошловато. Но ведь это и есть способ приобщения к вечности. Художник не ищет этот путь специально, он его ощущает в себе и действует соответственно, иначе это — не художник». ( Монолог художниці із книги Селіма Ялкута «Мир Зои Лерман».
Оголена. 1993. Олія, полотно. 60х80 см.
Зоя Лерман померла 1 січня 2014 року.