После победы Трампа эмансипативная тенденция в США оказалась заражена популизмом и ханжеством. Трамповское опрощение публичного высказывания заразило и тех, кто, казалось бы, противостоит ему и его образу. Пуританская традиция всколыхнула американскую память о линчевании, направив ее в, казалось бы, благородное русло - против харассмента. Тогда как в классической Европе остаются силы, настаивающие на здравомыслии, верховенстве права, свободе сексуальности, понимании человеческой личности объемно, без сведения ее к полу, травме, виктимизации, продолжающие традицию борьбы с цензурой, за свободу творчества. Разделяющие цели и методы их достижения.
Интересно, что американскую волну разгоняют голливудские актрисы, в большинстве - участницы поверхностного, развлекательного кинопродукта, в карьере и ролях эксплуатировавшие сексуальность, поддерживающую махровый патриархальный стереотип. С другой стороны – однозначно осуждая насилие, но возмутившись очередной попыткой сделать мир черно-белым, допустить безапелляционное вмешательство толпы в каждую личную человеческую историю и отдать сексуальные отношения в компетенцию самопровозглашенных "товарищеских судов", голос подняли те, кто ломал патриархат своими книгами и исследованиями, кто насаждал эмансипативные практики и боролся за право женщины быть собой, личностью - писательницы, психиатры, антропологи, психотерапевты, сексологи, журналистки, теоретики, историки и критики искусства.
«Пуританская волна не знает пределов. Тут цензурируют рисунок обнаженного мужчины Эгона Шиле на афише. Там требуют убрать из музея картину Бальтюса под тем предлогом, что она пропагандирует педофилию. Здесь добиваются запрета ретроспективы Романа Полански в Синематеке и уже отсрочили показ фильмов Жан-Клода Бриссо. В свете такого ревизионизма под ударом оказались даже Джон Форд («Искатели») и Николя Пуссен («Похищение сабинянок»). Теперь издатели просят некоторых из нас сделать наших мужских персонажей менее «сексистскими», умереннее говорить о любви и сексе, а также сделать «травмы женских персонажей» более очевидными», - принципиально важный фрагмент «Письма ста».
Показательно, что как в англоязычной, так и в русскоязычной прессе оно цитировалось тенденциозно: культурологические обоснования, отсылки к общечеловеческим ценностям и индивидуальным правам были опущены, акцент делался на фразе о руке на женской коленке, а из авторов форсировалось имя киноактрисы Катрин Денев. Радетелям скреп опошлять и карикатуризировать посыл французских женщин столь же выгодно, как и сторонникам неовикторианства. Главное – поддерживать градус ненависти в обществе, готовности поучаствовать в суде Линча, пусть и вербально, легитимировать сужение поля личных свобод.
Не задумываясь об этом в оголтелости примитивной половой солидарности, сводящей взаимоотношения людей к одному лишь насилию, молодые противницы подписанток парижского "Письма ста" громят сегодня тех, кто в свое время выборол для них право на аборты, право распоряжаться собственным телом и быть в этом мире не только им.