Политические элиты - место рождения неизвестно

Хилари Клинтон, в своей книге "Hard Choices", описывала ситуацию, когда Госдеп США не видел необходимости поддерживать революционные движения в Египте, так как, исходя из докладов аналитиков, не было возможности качественной смены политического режима и прихода новых политических лидеров. Подобные откровения могут смутить искренне верующих в идеалы западной демократии, ведь правление Хосни Мубарака, тяжело было назвать демократичным, а его страну процветающей. Я упомянула эту историю как иллюстрацию того, что не всегда смена власти или персоналий находящихся у власти, ведёт к смене качества принятия решений. Новые люди далеко не всегда имеют достаточно знаний и умений, а порой и просто желания, для проведения реформ на системном уровне. Если переходить уже на новейшую историю Украины – мы наблюдаем схожую ситуацию: завышенные ожидания от "новой команды" власти и вера в "новые лица". Подобные стереотипы провоцируют, в конечном счете, смену эмоциональных порывов и симпатий, возникновению антипатий к лидерам, подверженность политической рекламе и тотальное отсутствие реальных смыслов в политической конъюнктуре.

Качественно новые формации не создаются на пустом месте с помощью каких-либо политических методик или практик. Они возникают, проходя эволюционный путь. Логичным будет вопрос, в каких же институциях происходят необходимые процессы, способные породить новые политические элиты? По моей оценке, таких источников может быть несколько.

Прежде всего, это нынешнее окружение финансово-промышленных групп. Я имею ввиду не приближённый "внутренний круг", а прагматично-мыслящих менеджеров и стратегов компаний. Подобные люди, способны распознать выгоду в переходе к новой системе существования государства и при этом сформировать необходимый ресурс и капитал для реализации собственного видения.

Вторым источником могут стать сообщества, возникшие на фундаменте образовательных систем. Подобные сообщества способны возникнуть в процессе кооперации выпускников  наиболее прогрессивных ВНЗ. Важным фактором выступает, всё большая мобильность студентов и их доступ к опыту и навыкам работы в странах развитых демократий

Третий источник базируется на сформировавшийся западной традиции создания новых элит (в частности США). Это развитие клубов и сообществ, объединяющих людей с определёнными интересами. В Украине подобные институции ещё в зачаточном состоянии, однако, бурное развитие коммуникационных технологий значительно упрощают способы нахождения "себе подобных". Естественно дифференциация интересов крайне велика, однако, именно подобные объединения могут трансформироваться в политические движения и даже протопартийные формирования. Кроме того, подобные объединения, в отличии от современных украинских партий, имеют внутренние меритократическое и демократическое устройство. Это, в результате может дать партийное строительство схожее на западные аналоги с системами внутреннего обучения, развития и формирования сообщества, что качественно отличается от созданных искусственно вертикалей.

К сожалению, данный прогноз даже минимально возможен, только минимально на среднесрочный период – то есть 5-7 лет. И главной проблемой является та архаика, которая устойчиво присутствует в современной политической жизни страны. Личности и партии, которые сейчас находятся и продолжают приходить во власть, их методы работы с избирателями, организация офисов – всё это морально устарело и не отвечает актуальным вызовам даже внутри страны, не говоря уже о мире. А методы диктуют и дальнейшую стратегию поведения: это зеркало сознания лидеров и стейкхолдеров. И я говорю об этом, с точки зрения человека, понимающего почти все реальные механизмы политичной структуры внутри страны.

Катерина Одарченко Катерина Одарченко , Голова політичної партії «Національна платформа»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram