Из-за кумулятивного эффекта многих факторов (арест и осуждение лидеров оппозиции, принятие удобного для власти избирательного законодательства, построение Януковичем жесткой вертикали власти и т.п.) оппозиция, очевидно, уже не сможет качественно изменить результат выборов (получить большинство в ВР). Иными словами, ВР 7 созыва будет отличаться от 6-го иным набором депутатских фракций и слегка обновленным составом этих фракций. В целом же партия власти с высокой вероятностью сохранит контроль над парламентским большинством, используя поддержку партий-саттелитов, депутатских групп, и отдельных депутатов.
Следует отметить, что отмена т.н. конституционной реформы осенью прошлого года облегчает власти установление контроля над парламентом. В Конституции (редакция 1996 г) отсутствует требование о постоянно действующей коалиции. А значит регионалам нет нужно идти на серьезные уступки союзникам, получая взамен гарантию перманентной коалиции. Уже сейчас можно прогнозировать, что минимум 250 депутатов в ВР можно будет считать провластными либо готовыми к сотрудничеству. Это даст команде Януковича бОльшую свободу в контроле ВР.
Выборы, безусловно, улучшат тактическое положение оппозиции в ВР – в парламенте появится фракция «УДАРа» (вряд ли она сможет стать хуже насквозь продажной фракции НУНС) и, возможно, ВО «Свобода». Однако стратегическое положение оппозиции изменится мало, т.к. у нее по-прежнему будут отсутствовать реальные рычаги влияния на ситуацию в стране:
– контроль над парламентским большинством (или возможность создания ситуативного большинства для голосования за важные для оппозиции законопроекты);
– свой или лояльный спикер;
– квота в правительстве.
В такой ситуации президентские выборы остаются для оппозиции единственной возможностью реванша. Однако результаты социологического исследования СК «Рейтинг» показывают: оппозиция рискует упустить этот шанс.
По состоянию на сегодня президентский рейтинг В. Кличко превышает аналогичный рейтинг лидера объединенной оппозиции А. Яценюка. Оппозиция изначально использовала формулу формального лидерства Яценюка. Во всех текстовых и визуальных агитационных материалах оппозиции один и тот же месседж: лидером партии продолжает оставаться Ю. Тимошенко. Это мешает восприятию А. Яценюка как реального лидера. В результате его президентский рейтинг в 2,5 раза ниже рейтинга партии, во главе которой он участвует в выборах. Избиратель не воспринимает Яценюка в качестве лидера, причем оппозиция сама же этому способствует.
Напротив, президентский рейтинг В. Кличко практически равен рейтингу его партии, и, как уже отмечено, превышает рейтинг Яценюка. Вполне логично, что через некоторое время В. Кличко может поставить вопрос о своей кандидатуре на пост президента как единой от Комитета сопротивления диктатуре. И президентский рейтинг будет весомым аргументом. Принять решение о выдвижении единой кандидатуры оппозиция должна в ближайшее время. Пусть оно пока будет непубличным, но кандидатура должна быть согласована в течении 2013 года.
Многие соратники Кличко отговаривают его от участия в избирательной кампании на пост мэра, и советуют, что для него более перспективно идти в парламент, а затем выдвигаться в президенты
Сложно сейчас прогнозировать реакцию В. Кличко в случае отказа «Батькківщини» поддержать его кандидатуру. Однако поведение В. Кличко во время текущей избирательной кампании показывает, что он не склонен слишком поступаться собственным политическим будущим во имя эфемерных общих целей. Тем более, что через полтора года после президентских выборов украинцы будут выбирать депутатов ВР 8 созыва. Пропустить участие в президентских выборах в пользу А. Яценюка – крайне рискованное решение для В. Кличко как главы фракции «УДАР».
Учитывая предыдущий опыт договороспособности политиков, относящих себя к оппозиционному лагерю, велика вероятность того, что «Батьківщина» и «УДАР» не смогут выдвинуть единого кандидата. И лидеры этих партий будут участвовать в выборах порознь, работая на собственное политическое будущее.