Начнем с евроинтеграции. Евроинтеграция - самое популярное слово, которое слышится сейчас со всех сторон. И самое интересное, что это слово, которым обозначено наше светлое будущее, не дает преобладающему большинству четкого понимания того, как конкретно изменится наша жизнь. «Будем жить по европейским стандартам»,- говорят нам, не определяя права и обязанности в этих стандартах. Да, жизнь в Европе существенно отличается от того, как живем мы. Только Европа шла к такой жизни не один десяток лет, определяя политику, старающуюся избегать лоббирования интересов бизнеса. Амбициозность политики там превалирует над амбициозностью бизнеса.
Итак, в Европу, к европейским стандартам! Хотелось бы. Только у нас, если судить по нормам европейской жизни, полная противоположность существующей в Европе схеме взаимодействия бизнеса и власти. Как мы различаем наших политиков? А различаем мы их, исключительно, по определению «кто за кем стоит». И самое интересное, что в последние годы это определение ни у кого не вызывает никаких реакций.
То есть у нас сложилась норма, принятая обществом, допускающая возможность управлять политиком, нужно лишь установить цену вопроса. Политики как товар - это нонсенс в европейских государствах. А у нас - это норма. Политики стали товаром. И нам раз в четыре года владельцы товара выставляют рекламу на свой товар, предлагая сделать выбор. Так мы не по тем критериям выбирали! Нужно было искать товар, за рекламой которого никто не стоит. От нас же даже не скрывают кто за кем, кто кого содержит, кто - чей. А для чего? Если народ с этим согласился, можно расслабиться и получать удовольствие от жизни.
Вот так, с нашего единодушного одобрения Украина стала курятником, в котором бизнес собирает золотые яйца, не связывая с этим курятником никаких личных перспектив, кроме бизнеса, конечно. Живут они не в Украине, свое будущее и будущее своих детей видят в иных просторах, поэтому не стоит рассчитывать на то, что в них взыграет дух патриотизма. Кстати, о патриотизме… Его тоже купили вместе с политиками, а по сути, сделали всем нам прививку от этой «чумы». Так что не стоит бояться национал-патриотов, всплеск национального шовинизма, как и рост национального самосознания, нам не грозят.
И если мы, не смотря на все это, хотим изменить нашу жизнь, нам, в первую очередь, нужен амбициозный политик, который не позволит бизнесу управлять. Политические амбиции которого превалируют над амбициями бизнеса. И такой политик в Украине есть - Юлия Тимошенко.
И вот теперь вспомним об опубликованной переписке. Оставим за скобками рассуждения об этичности публикации этих писем, каналах их утечки и их йподлинности. Давайте посмотрим, с какой целью опубликована переписка, каким предстает заключенный оппозиционер, на какую реакцию рассчитывали те, кто готовил и осуществлял этот "слив". Перед нами волевой ,не сломленный политик, стремящийся вернуться во власть, жестко критикующий своих партнеров за соглашательство с действующей властью и не скрывающий своих амбиций. Повидимому, организаторы "слива" рассчитывали показать нам наглядно, что оппозиция не едина и не монолитна. Так мы это и так знаем, как знаем и то, что единого кандидата в первом туре быть не может, как помним и то, что об этом Юлия Тимошенко сама говорила в своем интервью УП.
Что еще? Основное: политические амбиции лидера оппозиции, находящейся в заключении. Да, она амбициозна. Да, она хочет вернуть власть. Вот только власть для нее - это не сверхзадача, а способ, средство. Средство дать Украине возможность стать государством, в котором власть не будет товаром, выставленным на продажу. Все, что содержится в опубликованной переписке, характеризует Тимошенко как амбициозного политика, который способен противостоять амбициозному бизнесу. Это - амбициозность, предъявляющая претензии бизнесу.
И вот здесь, позвольте, несколько вопросов. Кто из украинских политиков способен противостоять перераспределению ресурсов? Кто из существующих политиков способен начать процесс евроинтеграции, руководствуясь исключительно политическими амбициями? Кто из существующих политиков способен жить на грани, не переступая черту, за которой амбициозность становится приспособлением? Кто из существующих политиков не примет условия, диктуемые бизнесом, если эти условия станут предметом его политической дискредитации? Кто из существующих политиков способен иметь амбицию, в основе которой лежит народное признание?
Сегодня как то забылось, что Юлия Тимошенко пришла из бизнеса, где ей стало тесно, потому что политические возможности открывали ей больше, чем приносил бизнес, больше не в плане денег, а в масштабе действий. Отведенное ей время она потратила на войну с бизнесом, которую проиграла, переоценив свои возможности. И если бы рядом с ней были те, кто способен хотя бы на часть того, что может она, ее судьба вряд ли имела бы сегодняшнее развитие.
А современная Европа стала такой, как мы ее знаем, только благодаря амбициозности политиков, не позволяющим, или практически не позволяющим, бизнесу диктовать условия. Для европейских политиков бизнес - это класс, которым они управляют. И если Европа нашла формы сосуществования бизнеса и политики, значит эти формы не переходят грань здравого смысла. А вот если политики начинают вести двойную игру- ни о каком результате можно и не мечтать. В том числе, и о евроинтеграции.
И возникает вопрос: почему из уст соратников Юлии Тимошенко ни разу не прозвучали эти аргументы? Почему за статусом «жертвы режима» они прячут более вескую причину необходимости ее освобождения? И какую евроинтеграцию нам готовят политики, обслуживающие интересы бизнеса и не имеющие политических амбиций?