Слава Богу, что Россия теперь не хочет быть частью Большой Европы. Похоже, и «продаваемые» еще вчера «с евразийским дисконтом» формулы совместной интеграции в единое европейское пространство, остаются в прошлом. Правда, неизменным остается одно — присущая российским владыкам дерзость, усугубленная самолюбованием в Истории.
И даже хорошо, что эпическое путешествие России на Запад закончилось на границе с Украиной. Сто (двести? триста?) лет геополитического одиночества? Да, пожалуйста! Одиночество заставляет подумать, хорошенько покопаться в себе. Найти в исторических параллелях полезные уроки, признать грехи и покаяться.
Возможно, в последующие десятилетия (или столетия?) под кремлевскими звездами смогут наконец-то понять, что вестернизация — это не династические браки, не обрезание бород боярам и даже не заговор с целью убийства монарха (табакеркой в собственной спальне или в подвале дома Ипатьева — не суть важно).
Вестернизация — это изменение правил игры, реформирование структуры общества и отношений в нем. В конце концов, это игра по общепризнанным и понятным правилам. Геополитический fair play. Кстати, Россия так и не смогла догнать Португалию по ВВП на душу населения, видимо, решив, что страна с другого конца Европы плохой пример для подражания.
Ну, да ладно. Одиночество, так одиночество…
«Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима…» За такой якобы обреченностью на добровольную сегрегацию, даже при всем желании, видится лживое, а не настоящее лицо идеолога «отрядов молодых штурмовиков». Он надевает маску и на себя, и на тех, кому служит. Чтобы завернуть собой же созданный миф о звездах в цветную обертку для продажи на местном районном рынке.
«Ни один народ на свете не скрывает своих дел тщательнее московского; ни один столько недоверчив к другим, и ни один не получил привычки так великолепно лгать о своем могуществе и богатстве». Замечательные слова, написанные еще в 16 веке австрийским дипломатом Бароном Августином фон Мейербергом подтверждают: настоящая цель непризнанного в цивилизованном мире «чужого» — отнюдь не желание залечь на дно, а инфицирование здорового тела вирусом. Мелкие и крупные атаки из берлоги. Укусы и порезы. Обычная тактика зверя.
В таком деле действительно не нужны союзники. Скрывающемуся в берлоге альфа-медведю нужна исключительно добыча. Пережеванные территории. Подчиненные элиты. Вассалы. И постоянные войны. Продаваемые под видом цивилизованного способа общения.
Страна, воспринимающая личные пороки как благоденствие; страна, отвергающая напрочь вчерашние ошибки прошлого и стремящаяся повторять их вновь, может рассчитывать действительно только на тернии.
Звезд не будет. Будет валежник, который пока еще разрешили собирать.