Получается, есть незаконно строящийся объект. КГГА о нем известно. В КГГА даже составили карту такого объекта и перечень документов, которых у него нет, но при этом никаких мер реагирования не принято. Это наглядный пример того, как киевские власти абстрагируются от столичных незаконных строек. При том, что именно в компетенции городской власти выдавать разрешительные документы на строительство.
И это – не тот случай, когда можно спихнуть все на «папередников». С 1 сентября 2015-го изменениями в Закон «О регулировании градостроительной деятельности» полномочия и ответственность за осуществление архитектурно-строительного контроля возложены на органы местного самоуправления.
Данный блог – не призыв к давлению на легальных застройщиков в столице. А, скорее, обращение к власти Киева с требованием наконец-то выработать четкую стратегию поведения в вопросе незаконной застройки, от которой уже много лет страдает Киев и киевляне.
У городской власти сегодня есть механизмы для того, чтобы пресечь незаконное строительство, вернуть землю и забрать незаконно возведенные объекты в собственность города. Данные объекты можно превратить как в социальную, так и коммерческую недвижимость, и получать дополнительный доход в бюджет Киева. А это уже дополнительная возможность сократить очередь для льготников, ждущих квартиру от государства. А в Киеве таких людей - тысячи. Кроме того, хороший способ пресечь незаконное строительство в будущем. Потому что пока нечистые на руку застройщики видят, что никакого наказания и ответственности за незаконное пользование землей Киева для них нет – только прибыль. А в случае, если городская власть будет оперативно реагировать и пресекать незаконное строительство – желающих его начать станет меньше.
Конечно, провести кампанию по возвращению земли под незаконными стройками в Киеве намного сложнее, чем периодически громить тракторами МАФы. Это потребует больших ресурсов и хороших юристов, но, в результате от такой политики городской власти выиграли бы Киев и киевляне.
Механизмы возвращения земли
Механизм возвращения земли под незаконно построенными объектами существовал у Киевского городского совета всегда - это отмена или внесение изменений в решение о предоставлении земельного участка. Следовательно, когда земельный участок возвращается в собственность города, можно вернуть и имущество, которое незаконно на нем возведено. Если к тому времени инспекция архитектурно-строительного контроля Киева не введет его в эксплуатацию или если судом не будут признаны имущественные права за компанией-застройщиком.
Юридическая база для таких решений в украинском законодательстве есть. Так, в соответствии со ст. 376 Гражданского Кодекса Украины лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него. Если владелец земельного участка, в нашем случае КГГА, возражает против признания права собственности на это недвижимое имущество, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу. Снос должен проводиться за счет субъекта, который и осуществил самовольное строительство. Также, по требованию владельца земельного участка, суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на этой земле, если это не нарушает права других лиц.
Также существует перечень случаев, в связи с которыми застройщик должен провести перестройку объекта. Это существенное отклонение от проекта; если оно противоречит общественным интересам или же нарушает права других лиц; а также нарушения строительных норм и правил, чем часто грешат столичные застройщики, даже на законных объектах. В этом случае суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, которым обяжет лицо, осуществившее строительство, провести соответствующую перестройку.
Если проведение такой перестройки невозможно или компания-застройщик отказывается ее проводить, такая недвижимость по решению суда подлежит сносу. Он проводится за счет лица, осуществившего самовольное строительство. Кроме того, лицо обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние.
Сейчас городская власть не спешит решать проблему незаконной застройки в Киеве. Причины – нежелания брать на себя ответственность за инвесторов, которые пострадали от нечестных на руку застройщиков. Таких людей в Киеве – тысячи. Потому что, забрав незаконно построенные сооружения на баланс города, проблемы людей власти придётся решать уже самостоятельно.
Плюсы для города
Политика по возвращению земли под незаконными строительствами в собственность города актуальна не только для объектов жилой застройки, но и коммерческой недвижимости. Нарушений в этой сфере в столице не меньше. После возвращения город может достраивать такую недвижимость за счет бюджета и зарабатывать деньги, управляя ею. Это дополнительные средства в бюджет столицы. Сегодня есть коммунальные предприятия, которые могут осуществлять такое управление. Можно нанимать для этих целей частные компании. Аналогичные санкции нужно применять к застройщикам из-за невыполненных инвестиционных обязательств, которые они давали, получая землю от города Киева.
Проводить такую политику – реально, нужно принять специальную городскую программу и раз и навсегда четко определить, какой же будет стратегия городской власти в вопросе незаконной застройки. Иначе с годами эта проблема только усугубится. Не хотелось бы, чтобы визитной карточной нашего города стало полное беззаконие в вопросе застройки и, как следствие, архитектурное убожество. Хотя пока все движется именно в этом направлении.