Но вернемся к самому индексу «Биг-Мака». В его основе лежит идея паритета покупательной способности, согласно которой стоимость одинаковых товаров в разных странах должна быть примерно одинаковой. Для удобства расчетов был выбран «Биг-Мак», поскольку его продают практически по всему миру, и он содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи) производимых народным хозяйством. Его стоимость в каждой стране зависит от объёмов производства товаров и услуг, арендной платы, цены сырья, рабочей силы и прочих экономических факторов. Такое ценовое сравнение позволяет увидеть несоответствие стоимости валют между странами с похожими уровнями дохода. Для понимания «Биг-Мак» в Украине стоит 1,57 доллара (39 грн.), а в США «Биг-Мак» продают за 5,04 доллара (125 грн.).
Исходя из этого, напрашивается один закономерный вопрос: если гривна по отношению к доллару недооценена – то, кто именно ее недооценивает? И, собственно говоря, почему такая недооценка происходит? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, вернемся к украинским реалиям.
Показатель индекса «Биг-Мака» был встречен украинскими экономическими обывателями двояко. Одни, восприняли его как данность и неоспоримый факт, другие же, наоборот, стали его всячески поносить, мол, это экономическая попса.
Яркие эпитеты в сторону индекса «Биг-Мака» посыпались от сторонников валютного режима Currency Board. Согласно этому подходу курсовая политика должна характеризоваться четким соотношением денежной базы (совокупность обязательств Национального банка в национальной валюте) к валютным резервам (запас иностранной валюты, металлов, СПЗ и ценных бумаг номинированных в валюте). По их убеждениям «справедливый» курс должен вычисляться не индексом «Биг-Мака», а соотношением Currency Board, где: Курс=Денежная база/Золотовалютные резервы, в соответственный период расчета.
Что ж, рассчитаем курс согласно этой формуле. Будем использовать для расчета статистические данные НБУ за июнь 2016 года: денежная база=352 649 млн. грн., валютные резервы НБУ=13 982 млн. дол. Таким образом, получается что:
Курс=352 649/13 982=25.22 грн./дол.
Официальный курс НБУ за июнь 2016 колебался от 24.85 до 25.15 грн./дол.
Получается, что все сходится?! Но, есть одно но. Этот показатель по своей сути показывает одну очень интересную закономерность, которая нам и ответит на вопрос: кто, все-таки недооценивает украинскую гривну, и существует ли такая недооценка вообще?
Согласно методике Currency Board денежная база должна соотноситься с объемами валютных запасов, которыми владеет НБУ. Справедливости ради отметим, что эта методика была бы абсолютно правильной при гипотетическом условии, что НБУ является монополистом на владение валютой в Украине. Такая ситуация возможна при условии, что коммерческие банки, экспортеры и другие владельцы валюты будут обязаны продавать Национальному банку 100% своих валютных доходов и выручки. Но это утверждение лишь частично действует в Украине. Так, согласно правилам, экспортеры и бенефициары валюты обязаны продавать 65% валютной выручки. Остальную же суму они держат на собственных счетах.
Попробуем приблизительно подсчитать какой объём валюты находится в распоряжений экономических субъектов Украины. По данным НБУ состоянием на начало 2016 года объём валютных депозитов в коммерческих банках становил 13 365 млн дол. Сумма же наличной валюты находившейся «на руках», т.е. в обращении, составляет, по подсчетам все того же НБУ, около 90 млрд. дол. Будем считать, что это вся валюта, находящаяся в распоряжении экономических субъектов Украины.
Если допустить, что методику Currency Board мы можем скорректировать на соотношения денежной базы и всей валюты, которая находиться в обороте то выходит, совсем поразительная картина.
Курс=352 649/(13 982+13 365+90 000)=3 грн./дол.
Курс 3 гривны за доллар кажется чем-то фантастическим и невероятным, даже по сравнению с индексом «Биг-Мака». И объективности ради отметим, что это очень условный показатель. Но это показатель уверенности в собственной валюте и в ее «оценке», а не «недооценке». Он четко показывает, что если бы собственники валюты в Украине более верили в экономику Украины, а отсюда и в гривну, то ситуация с курсом была бы совсем иная.
Если бы во времена валютного ажиотажа собственники валюты, в первую очередь банки и крупные экспортеры, не придерживали и не выкупали валюту на межбанке, а наоборот сгоняли бы валютный ажиотаж, продавая свои валютные запасы, то ситуация с курсом была бы совсем иной. У нас же получается, что когда валютная паника, все рассчитывают только на НБУ и его запасы, а свои «зеленые» придерживаем (касается всех нас) до лучших времен, которые при таком поведении не скоро наступят. В прочем, это лишь условности, которые и в экономике остаются таковыми.
Целью этого блога не было подсчитать «справедливый» курс гривны по отношению к доллару. В экономической науке «справедливого» курса не существует в принципе. Есть определенные подходы к вычислению курсов валют, которые в разных странах действуют по-разному. У нас в Украине доктрина Currency Board пока превалирует, а это означает, что играть на стороне собственной валюты никто не спешит. Из-за этого у нас и существуют серьезные экономические проблемы.
Автор этих строк хотел скорее показать, что даже самая объективная для нас реальность, например курс 25 гривен за доллар, это всего лишь условность, которая зависит от многих, и не только лишь экономических, факторов. Но это уже предмет совсем другой дискуссии.