Вот звонит в дверь милая женщина. И за сто гривен из рук в руки предлагает в окне квартиры, которое выходит на улицу, расположить предвыборную листовку кандидата в нардепы. Не буду называть какого именно, чтобы не переводить разговор в контрагитацию. Когда женщина понимает, что торговля в розницу не удается, тогда в дело идут просьбы внести в списочек, записать телефончик, чтобы позвонить и сообщить о встрече с кандидатом. Слова о программе или о том, какой он замечательный человек даже не звучат. Звучит только сумма и вопрос: так будете за него или нет? Это такая мягкая технология подкупа.
А вот жесткая технология запугивания: облить зеленкой. Плеснуть в лицо прямо на встрече с избирателями. Хорошо, что харьковский кандидат в народные депутаты Александр Кирш – человек не только разумный, но и мужественный. И я уверен, что негодяи-зеленочники не смогут его таким образом сломать и запугать. Но другие негодяи тут же начинают использовать ситуацию в своих целях и говорить, что это, мол, он сам себя облил ради пиара. Ну, просто верх цинизма! Но результат достигается – избиратели на встречи будут приходить с опаской, а вдруг снова какая-нибудь провокация произойдет. Технология срабатывает. А найти и посадить виновников никто не торопится, хотя уголовное дело по факту возбудить пришлось.
И еще одна незаконная, но типичная технология – обман. Это когда вам на улице суют в руки липовую оппозиционную газету. (Мне ее засунули еще и в почтовый ящик. Чтобы две и наверняка.) Подделка с черным пиаром выпущена тиражом 500 тысяч экземпляров. Расчет на то, что есть люди, которые не отличат фальшивку и примут обман за чистую монету, а заказчиков и исполнителей искать не будут. Или будут, но не найдут.
Напоследок – то, что касается непосредственно медиа. Поскольку свобода слова еще законодательно не запрещена, нынедействующие нардепы стараются запустить новую технологию запугивания журналистов. Законопроект, ужесточающий ответственность за распространение неправдивой информации, принят в первом чтении, и то, что автор (чтобы не пиарить - фамилию нардепа не называю) якобы отозвал, снял, раскаялся – ровным счетом ничего не обозначает. Закон принят в первом чтении. В нем предложено применять к журналистам Уголовный кодекс: штрафы до 80 тыс. грн, исправительные работы до 8 месяцев, тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет, если распространенная информация привела к серьезному ухудшению здоровья. И всего-то нужно признать публикацию клеветнической. Как у нас покупаются судебные решения и справки о здоровье, надеюсь, все понимают. Можно с большой долей вероятности предположить, что журналисты не станут гореть желанием садиться в тюрьму. Поэтому степень критики в СМИ промахов власти будет снижена на порядок. Можно даже не сомневаться. Ждите тексты типа: «Приехали вовремя, тушили правильно, сгорело все».