Порой кажется, что украинский политикум до сих пор находится под впечатлением от результатов всеукраинского референдума 2000 года, в рамках которого от граждан Украины было получены убедительные положительные ответы на животрепещущие вопросы об отмене депутатской неприкосновенности, сокращении численности депутатского корпуса и создании верхней палаты законодательного органа.
Правда, ситуация 13 лет назад была качественно иной: Леонид Кучма только-только переизбрался на второй срок, пообещав согражданам «нового президента». Не исключено, что именно референдум стал катализатором «кассетного скандала», случившегося буквально через полгода после триумфального для президента плебисцита. Видимо, слишком резво Леонид Данилович продемонстрировал установление контроля всеми ветвями власти и завышенную народную поддержку. Кстати говоря, тогдашние решения всеукраинского референдума – высказанная воля народа – до сих пор ожидают своей имплементации.
Но вернемся ко дню сегодняшнему. Партия регионов, протолкнувшая в ноябре прошлого года закон «О всеукраинском референдуме», похоже, не до конца понимает всех разрушительных последствий этого нормативного акта. Вернее, стремится не замечать очевидное, рассчитывая то ли на политическое чудо, то ли на близорукость собственных противников и заклятых друзей. Еще бы - возможность принимать изменения в Конституцию, используя волю народа и не привлекая парламент, опьяняет. Но иногда полезно посмотреть на ситуацию трезво и нудно.
Недавно из уст главного парламентского «регионала» Александра Ефремова прозвучало признание, что партия власти прорабатывает вопрос проведения всеукраинского референдума, который, как сказал Александр Сергеевич, дешевле парламентских выборов. Прекрасный аргумент, нечего сказать. Ничуть не хуже, чем аргументация Михаила Чечетова, в последнее время непринужденно трансформировавшего взмахи рукой в комментарии о необходимости сокращения численности бездельников под парламентским куполом.
Суть закона о референдуме в том, что он создает условия для государственного переворота в Украине. С таким законом мы далеко не зайдем, потому, что вместо Верховной Рады решение будет принимать администрация президента и Центризбирком
— Сергей Сас, народный депутат от "Батькивщины"
Наивно отрицать, что проведение референдума по новому закону откроет «ящик Пандоры», откуда начнет сквозить разнообразными инициативами. Можно много рассуждать о неэффективности инициатив «Украинского выбора» и объеме потраченных на них средств, но за спиной его лидера Виктора Медведчука маячит Владимир Путин, а сам Виктор Владимирович обладает неплохим опытом политического менеджера. «Просто добавь воды», то есть денег – вот рецепт неожиданного удара по украинской власти, от которого команду Януковича ничто не гарантирует. Резервный вариант развития событий могут предложить коммунисты, ратующие за присоединение Украины к Таможенному союзу.
Есть несколько очевидных факторов, делающих сомнительным скорое проведение всеукраинского референдума. Во-первых, официальный Киев демонстрирует курс на евроинтеграцию, а в Брюсселе и Страсбурге вряд ли с пониманием отнесутся к попытке проведения плебисцита в экстренном порядке. Во-вторых, в тезис «Власть сильна как никогда» могут верить только люди, полностью оторванные от понимания ситуации в стране. В условиях негативного восприятия Партии регионов в Центре и на Западе, нарастающего недовольства в «региональном» электоральном заповеднике на Юго-Востоке всеукраинский референдум – это серьезный шаг к новому расколу страны. В-третьих, проведение плебисцита может сплотить оппозицию перед лицом общего противника. И, наконец - никто не даст гарантию, что Россия не попытается сказать свое веское слово в определении приоритетов внутренней политики Украины при помощи многочисленных групп влияния.
Проведение всеукраинского референдума по новому закону может обернуться неформальным, но убедительным плебисцитом о доверии Виктору Януковичу. Нужно ли это президенту, которой может тешить себя данными о своем самом высоком среди политиков страны рейтингом? Вопрос выглядит риторическим.