ГлавнаяБлогиЕвгений Деменок

Фейсбук Маслоу

Теория Абрахама Самуиловича Маслова так прочно укоренена в наших представлениях о мире, что его знаменитая пирамида потребностей давно уже стала знаменитее пирамиды Хеопса (и вправе, наверное, претендовать в связи с этим на почетное звание одного из чудес света). Каждый день на собственном опыте мы убеждаемся в её практичности и действенности, постоянно находя подтверждения не только в те моменты, когда мы хотим поесть, лечь спать, заняться сексом или избежать неприятной встречи в тёмном переулке, но и тогда, когда открываем свою страницу в Фейсбуке, чтобы проверить, сколько лайков за ночь нам поставили друзья.

Фото: fm.cnbc.com

Гениальность изобретателей социальных сетей, обеспечившая им небывалый коммерческий успех, заключается в том, что они нашли инструмент, который впервые смог массово удовлетворить несколько базовых человеческих потребностей. По Маслоу - потребность в принадлежности к социальной группе и потребность в уважении и одобрении.

Нет, конечно, люди и раньше удовлетворяли эти потребности. Но впервые это стало так легко, быстро и удобно.

Теперь слава - это уже не детище газетного азарта, а следствие удачной меткой фразы, опубликованной в Фейсбуке. Фотографии в Инстаграме. О YouTube вообще молчу - там ещё и зарабатывать можно.

Вместо членства в престижном клубе теперь можно стать участником близкой тебе по интересам группы в Фейсбуке. Моментально найти единомышленников в других городах и странах. И начать собирать лайки и сердечки. Несогласных - не замечать. Отфренд и бан - отличные инструменты. Всё равно эти несогласные - в лучшем случае дураки.

Удобно?

Удобно.

Что бы кто ни говорил, мы живём в эпоху глобализации. И если удовлетворять глобальные потребности в еде человечество научилось лет сто назад, и сегодня слово "неурожай" воспринимается как диковинка, то массовую потребность в одобрении и признании мы смогли удовлетворить только сейчас. С безопасностью, правда, всё гораздо хуже, но - парадокс, - что делает первым делом человек, ставший свидетелем аварии, катастрофы или трагедии? Правильно - фотографирует происходящее и выкладывает в социальных сетях. Отмечает, что он "находится в безопасности". И получает свою порцию признания в виде лайков и сердечек.

Что там дальше у Маслоу? Познавательные потребности? Жажда знаний и желание воспринимать как можно больше информации? Социальные сети во многом закрывают и эту потребность. Миллионы людей по всему миру узнают новости не из телевизора и уж тем более не из газет, а из своей ленты в Фейсбуке и Твиттере. Собственно, зачем я это рассказываю - вы и сами так делаете.

Безусловно, социальные сети не могут удовлетворить все потребности. Но свою нишу они уже прочно и надолго заняли.

Но что интересно? Следующими суперуспешными проектами станут те, которые смогут массово закрыть следующие потребности в иерархии Маслоу. Если говорить о познавательных потребностях, университетские курсы онлайн - реальность уже не будущего, а настоящего, и они будут становиться популярными лавинообразно.

А дальше начинается самое интересное. Потребность в эстетике и самореализация. Особенно актуально в связи с новым этапом технологической революции.

Помните бессмертное:

"Позабыты хлопоты, остановлен век, вкалывают роботы, счастлив человек"?

Тот, кто сможет удовлетворить массовую потребность в эстетике/причастности к искусству и красоте и в самореализации, как раз и сделает человечество счастливым, а себя - счастливым и богатым.

Остаётся самая малость - безопасность. Вот с ней вечные проблемы.

Евгений Деменок Евгений Деменок , Один из организаторов «Форума одесской интеллигенции». Член Президентского совета Всемирного клуба одесситов.
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram