На данный момент документация на соответствие законодательству проверяется на этапе проверки проекта (10 рабочих дней, бесплатно), затем проводится госэкспертиза (20 рабочих дней и 3% от сметы) и при регистрации земельного участка – еще одна проверка (14 рабочих дней, бесплатно). В итоге получается, что процесс регистрации земельного участка, перегруженный формальными процедурами и дополнительными затратами, растягивается больше чем на месяц.
Госэкспертизу ввели в 2004, чтобы хоть как-то отрегулировать начавшуюся в конце 1990-х приватизацию земли. Эту процедуру проводили изначально Госкомзем или Госземагентство. В настоящее время это вотчина Госгеокадастра и его областных управлений. За последние 15 лет существенных изменений этот процесс не претерпел. Лишь в 2008 произошло существенное сокращение количества землеустроительной документации: госэкспертизу оставили только для проектов выделения особо ценных земель, земель лесного и водного фондов и земель рекреационных и исторических территорий.
Упрощение произошло из-за того, что к 2008 в Госкомземе накопились десятки тысяч необработанных заявок, которые комитет просто не в состоянии был «переварить». Как следствие, коррупция в этой сфере достигла небывалого размаха. За места глав областных управлений Госкомзема велись настоящие «войны». Сейчас количество проводимых экспертиз не превышает 36 тыс. операций в год.
В 2013 вступил в силу закон «О государственном земельном кадастре». К существующей госэкспертизе добавилась еще одна проверка документации на соответствие законодательству тем же самым Госгеокадастром. Дублирование госорганом своих же операций до сих пор не отменили.
Из-за этого возникают казусы. Один из землеустроителей в Харьковской области по двум идентичным участкам от одного и того же управления Госгеокадастра получил два диаметрально противоположных вывода: один позитивный, второй – «на доработку». Это не единичный случай. В соответствии с собранной «Офисом эффективных реформ» (BRDO) статистикой за последние три года, личностный фактор имеет огромное влияние на успех прохождения процедуры. Например, Полтавское управление Госгеокадастра в среднем выдает 60,5% негативных выводов, а во Львовской области на доработку отправляют только 6,4% заявок.
Интересно, что количество выданных негативных выводов, которые, по идее, должны оспариваться землеустроителями, абсолютно не коррелирует с количеством судебных споров по земле. Независимо от процента позитивных или негативных решений Госгеокадастра, во всех областях в среднем один подобный иск приходится на 2 500 граждан. Центральный же аппарат Госгеокадастра вообще крайне редко дает зеленый свет заявке с первого раза. Так, в 2016 госорган сразу не дал ни одного позитивного вывода по заявкам.
При регистрации получается и вовсе замкнутый круг. Чаще всего причинами отказа областных управлений Госгеокадастра являются недоработки центрального аппарата госоргана. Например, среди претензий основными являются: к актуальности данных о пунктах государственной геодезической сети, к виду геодезического оборудования или к качеству топографических материалов. В то же время сам Госгеокадастр не создал условия для должного доступа к своим данным и топографическим материалам и не инициировал изменения законодательства для возможности использования современной геодезической техники.
Оспаривать негативные выводы землеустроители просто боятся. Если пожаловаться на действия госэксперта в сам Госгеокадастр, Минагрополитики или подать на него в суд, то управление, выдавшее экспертизу, подаст жалобу на заявителя квалификационной комиссии при все том же Госгеокадастре. При этом велика вероятность того, что комиссия лишит инженера-землеустроителя сертификата и тем самым заблокирует всю процедуру.
На самом деле выход из замкнутого круга есть, и довольно простой. Необходимо отменить устаревшую госэкспертизу земельного участка и свести процесс проверки к двум процедурам: проверке проекта на соответствие законодательным нормам и проверке документации уже при самой регистрации земельного участка.
С имплементацией изменений сложнее. Необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс, закон «О землеустройстве» и другие подзаконные акты*. А закон «О государственной экспертизе землеустроительной документации» и некоторые нормативные акты Кабмина и Госкомзема** необходимо вовсе отменить.
Надеяться на то, что депутаты внесут изменения в профильное законодательство в год двух выборов, – нереально. И вообще, чтобы предпринять более существенные шаги по дерегуляции в сфере земельных ресурсов, сейчас необходимо договариваться с широким кругом представителей различных политических сил. Остается верить, что после выборов ситуация изменится и реформы земельных отношений в Украине можно будет осуществлять гораздо прозрачнее и проще.
* Порядок ведения Государственного земельного кадастра и постановление Кабмина «О некоторых вопросах предоставления Государственной службой по вопросам геодезии, картографии и кадастра и ее территориальными органами административных услуг»
** Постановление Кабмина «Об утверждении Порядка регистрации объектов государственной экспертизы землеустроительной документации и типовой формы ее заключения» и приказ Госкомзема «Об утверждении Методики проведения государственной экспертизы землеустроительной документации»
Мнения, высказанные в этой публикации отражают исключительно точку зрения автора и не обязательно совпадают с позицией Представительства Европейского Союза в Украине.