В современной украинской политике подобный термин имеет иное значение и применяется в политическом противостоянии. Это когда тебе делают заманчивое, казалось бы, предложение, за которым следует стремление держать тебя под контролем, оказывать давление и, в конечном счете, уничтожить. Разумеется, политически. С другой стороны, отказавшись от такой «заманухи», ты предоставляешь мнимому партнеру (или завуалированному противнику) козыри идти на тебя в открытую атаку. Это и есть растяжка. Политический шпагат, можно сказать. Ты находишься в состоянии между двумя рискованными решениями. Между тут и там. Идти самостоятельно или в общей конструкции. И идеального выхода из этой ловушки не бывает. Риски остаются в любом случае. Но выбор все равно за тобой. Выбор есть всегда. И если не бояться думать о перспективе и верить в свою звезду, то и решение придет верное.
Нечто подобное происходит сегодня между партией «БПП Солидарность» и Премьер-министром Владимиром Гройсманом. Точнее, между Президентом Петром Порошенко и Премьером. Глава державы путем нехитрых комбинаций хочет поставить Гройсмана именно на такую растяжку. Окончательно и юридически заставив его играть по своим правилам, находясь при этом в одной политической лодке.
В чем суть этого «мирного» противостояния? Все очень просто. Несмотря на то, что с первых дней своего назначения на должность главы Правительства Гройсмана называли человеком Порошенко и полностью зависимым от воли Банковой, это не совсем так. Справедливости ради следует заметить, что Премьеру все же часто удавалось дистанцироваться от навязываемой модели взаимоотношений и проявлять свою самостоятельность и свои инициативы. В том числе, в кадровых вопросах и экономических решениях. Более того, не находясь формально в рядах коалиции, и не будучи членом Президентской партии БПП, Владимир Борисович имел пространство для политического маневра. Он был как бы над схваткой политических союзников и выглядел достаточно убедительно в роли консолидирующей и объединяющей фигуры. Его умение коммуницировать с разными игроками, в том числе, среди парламентских групп влияния, позволяло Гройсману удерживать равновесие и не причаливать окончательно к определенному политическому берегу.
Это не могло не тревожить АП. Самостоятельность Премьера не входила в их стратегию. Более того, всем известно отношение Порошенко к любым попыткам своих соратников выстраивать свой политический имидж самостоятельно. Это воспринимается как личный вызов. Поэтому, на Банковой решили поставить Гройсмана на растяжку, предложив ему официально возглавить и стать полноценным (???) лидером БПП, вместо Виталия Кличко. Хотя, всем понятно, кто на самом деле является лидером этой силы.
Тем не менее, на первый взгляд, вполне логичное предложение. Премьер возглавляет коалиционное правительство, его поддерживает Президент и его политическая сила, а потому нужно определяться, с кем ты. С точки зрения Стратегии Банковой все выглядит убедительно и закономерно. Президент этим ходом демонстрирует всему политическому истеблишменту, причем, не только в Украине, что именно он является единственным игроком, с которым нужно вести дискуссии и договариваться. А Премьер – всего лишь наемный партийный менеджер. Кроме того, привязывая Гройсмана к партии, окружение Президента полностью нейтрализуют все попытки Премьера построить в будущем свою политическую игру. Ну, а на закуску, планируется всю ответственность за ситуацию в стране взвалить именно на Гройсмана, который не просто Премьер, но и лидер самой большой парламентской партии. Что ж, со стороны Президента все понятно. Ход сильный, тем более в канун первого годового отчета Правительства, когда Премьеру нужна поддержка правящей коалиции для индульгенции на следующий год.
А вот Гройсману есть о чем задуматься. С одной стороны, ему действительно нужна такая поддержка, и у него еще не накопился собственный политический и экономический «жирок» для самостоятельного плавания. С другой стороны – очень не хочется попадать под такое прямое влияние и полностью компрометировать себя участием в партийной жизни БПП, рейтинг которой с каждым днем падает. Думаю, что у Владимира Гройсмана есть иное видение своей политической карьеры. Тем более, что призрак возможных досрочных выборов в парламент все более осязаем.
Далее. Возглавлять партию, в которой давно уже сформирована каста принимающих решения, самоубийству подобно. Устав и сформированные руководящие органы, в том числе в регионах, оформлены таким образом, что лидерство будет номинальным. Для зрителей, как говорится. Никакой политической самостоятельности у Гройсмана не будет. Даже наоборот, его нынешнее положение внепартийного Премьера имеет гораздо больше реальных возможностей в диалоге с ведущими группами влияния не только в Украине, но и в международных контактах. Наши европейские и американские партнеры уже не раз выссказывали свое недовольство сосредоточением практически всей реальной власти в руках Президента. А потому, именно Гройсман рассматривается на Западе как возможный новый самостоятельный игрок в Украинской политике. Если не сейчас, то со временем. И это достаточная сильная мотивация для Гройсмана, чтобы не сойти с намечанного пути. Тем более, когда твоя карьера так успешно развивается. И даже, не смотря на кризис и недовольство людей, социологические показатели самого Гройсмана внушают оптимизм и открывают достаточно радужные перспективы...
Таким образом, Владимиру Борисовичу придется делать выбор. Непростой, прямо скажем. Президент не любит, когда ему отказывают. И очень ревностно относится к самостоятельному плаванию своих ставленников. Однако, если Гройсман думает о своем будущем, и не живет в парадигме сегодняшнего дня, ему стоит пойти на возможное обострение отношений и уйти от такого «заманчивого» расклада. Надо выдержать паузу и проявить стойкость. И выдержку. Другого кандидата в Премьеры, за которого проголосует зал, все равно нет. Отправить Правительство в отставку – голоса могут найтись. Сформировать новое – нет. Да и не выгодно сегодня Президенту идти на такой риск и самому давать козыри в руки тех, кто заинтересован в дестабилизации обстановки. Нелегитимное правительство – очевидный шаг к выборам. А в АП их всячески стараются избегать. Это означает лишь то, что прохождение отчета Правительства в Парламенте необходимо, в том числе, АП.
А потому, сочетание всех этих факторов должно придавать уверенности нынешнему беспартийному Премьер-министру. Эту политическую растяжку можно обойти и не споткнуться.