Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что Бюджет – 2017, это детище Правительства и лично Владимира Гройсмана. Премьер, к слову, и не скрывает своей персональной ответственности за основные показатели этого финансового документа. Более того, сам руководитель Правительства говорил о том, что впервые за многие годы проект бюджета внесли в Парламент вовремя и в соответствии с законом. А еще, этот бюджет назвали честным. Почему? Да потому, что по словам Гройсмана, все основные показатели доходной и расходной части, финансирование национальных и региональных Программ, а так же показатели дефицита Пенсионного Фонда и источники его покрытия, запланированы в реальных цифрах и без завышенных ожиданий. Что же касается ежегодных «хотелок» депутатов и разных лоббистских групп, то куда ж без них. Придется учитывать различные интересы по отраслям и удовлетворять определенные запросы для мажоритарных депутатов. Такова правда жизни. Таковы парламентские правила, выработанные годами. Кстати, не только в нашей стране.
Теперь о главном. О самом бюджете. Премьер Гройсман четко сформулировал основные приоритетные направления для государства на следующий год. Образование, здравоохранение, аграрный сектор, строительство дорог, энергетическая сфера и, конечно, оборонная отрасль. Стоит отметить, что на всю Нацбезопасность и оборону предусмотрены рекордные 129, 3 млрд гривен, что составляет 5% от ВВП. Из них, МВД достанется 46 млрд гривен, а Министерству Обороны в районе 65 млрд. Но и на «мирную жизнь» запланировано немало. Главное, убрать коррупционную составляющую и тогда можно говорить о том, что процесс стагнации экономики позади. Денег хватит. А с учетом внешних займом, а это более 86 млрд, тем более.
Например, аграрии должны получить более 7 млрд, а на ремонт дорог из разных источником планируют выделить около 40 (!!!) млрд гривен. Конечно, это с учетом международных финансовых организаций. Кроме того, в 2017 году запланировано поэтапное трехразовое поднятие заработных плат и пенсий, в том числе для бюджетников сферы образования и здравоохранения, а так же предлагается увеличить расходы на Пенсионный Фонд до 156 млрд. Так же позитивным фактом есть то, что впервые запланировано финансирование отечественного кино в размере более 500 миллионов и поддержку Национальных театров на сумму, более чем в 600 миллионов. Не обойдут вниманием в следующем году и молодежь. Запланированных 1,6 млрд гривен, это на 20% больше, нежели в текущем году. На первый взгляд немного. Однако, тенденция положительная. Именно развитие гуманитарной сферы и культуры, является фундаментом формирования политической нации. С высоким уровнем жизни активной социальной позицией. Кстати, о зарплатах. Депутаты запланировали поднять себе-любимым заработную плату в 2 раза(!!!). Вот так, ни много, не мало. Однако, Премьер уже озвучил свою негативную позицию по этому поводу, сказав, что не поддерживает данную инициативу.
А теперь о негативных аспектах. Беспрецедентные цифры хотят выделить на функционирование всех правоохранительных органов, - МВД, Прокуратуру и СБУ. Только на Службу безопасности хотят потратить более 6 млрд, а на Прокуратуру около 5 млрд. О структуре МВД мы уже говорили. Что это, желание реформировать все эти отрасли, или же предпосылки для закручивания «демократических гаек» и создания полицейского государства, покажет время. Задача общества, это контролировать не только деятельность правоохранителей, но и расходование средств налогоплательщиков нашей страны. Что касается финансирования антикоррупционных органов, о они не останутся в накладе. НАБУ, Агенство и спец прокуратуры могут рассчитывать на практически полтора миллиарда гривен. Главное, хочется увидеть результат их деятельности. Поживем, как говорится, увидим. Не хотелось, чтобы финансирование деятельности по борьбе с коррупцией сопровождалось коррупционной деятельностью.
Отдельно хочется сказать о планах Кабмина и лично Премьер-министра Владимира Гройсмана в отношении развития реального сектора экономики и создания условий для привлечения в экономику Украины серьезных инвестиций. В этом аспекте, позитивным фактором является продолжение сотрудничества с МВФ и Мировым Банком. Это должно стать сигналом для представителей финансовых кругов Европы, США и стран Юго-восточной Азии. Кроме того, организован офис по поддержке и сопровождению инвестиций. По словам Премьера, данный шаг должен продемонстрировать открытость Правительства и стремление к диалогу. Более того, именно с 2017 года необходимо продолжить переориентирование экономики на стандарты ЕС и поэтапное формирование новой экономической модели. С учетом современных вызовов и условий конкурентной среды. А для достижения этих амбициозных целей, необходимо дерегулировать экономику, принять Новый налоговый кодекс и уничтожить коррупционную прослойку на государственных предприятиях. И конечно, продолжить реформу по децентрализации. В том числе, бюджетной. Так же, стоит уделить серьезное внимание приватизации. В том числе, крупных гос активов. Этот шаг и станет проверкой для правительства на эффективность и государственный подход.
Таким образом, можно смело утверждать, что предложенный Премьер-министром Гройсманом проект бюджета, может стать отправной точкой для начала реализации стратегии национального развития отечественной экономики и реорганизации всего государственного сектора. Социальная сфера так же может поменять свое очертание, а проблема пенсионных выплат буде решена в кратчайшее время.
Главным же показателем успешности станет принятие бюджета именно в тех рамках, в которых он представлен на рассмотрение в Парламент. Ждать осталось недолго. Есть надежда на то, что Гройсману удастся найти общий язык с народными избранниками и убедить их в том, чтобы не менять основные параметры главного финансового документа страны.