…Прошло более 70 лет. Многое изменилось. Изменилась мировая и европейская политика. Поменялись приоритеты и методы ведения войн. Появилось понятие гибридной войны. Но все-таки история движется по спирали, с поправкой на время. А потому понятие «второй фронт» осталось актуальным до сих пор. Да и Нормандский формат для нас остался более чем актуальным.
12 октября 2016 года в Страсбурге была принята историческая Резолюция ПАСЕ, касающаяся Украины и России, как страны-агрессора. Впервые за практически три года в данном документе все было названо своими именами. Не «конфликт в Украине», а «Российская агрессия в Украине». Осуждены выборы в оккупированном Крыму и запрет российским государством Меджлиса. И самое главное, Европа приняла жесткое решение и заявила о продолжении и усилении всех санкций в отношении Российской Федерации. И это несмотря на собственные экономические потери. Судьбоносное политическое решение принято. Так что, Второй фронт нашими союзниками открыт. И он окончательно решит судьбу агрессора. Это исторический факт.
А ведь мы долго терпели и боролись. Почти три года Украина сдерживала атаки противника практически в одиночку. Да, нам помогали наши Европейские и Американские партнеры. Помогали советом, деньгами. Поддерживали нас морально и политически. Вводили определенные санкции против Москвы. Однако, по-настоящему, не входили в конфликт. И предпринимали разные дипломатические и политические уловки для того, чтобы окончательно не поссориться с Кремлем. Как и много лет назад, союзникам потребовались три года. Почему было столь долгим ожидание конкретной помощи? Все то же самое, что и много лет назад. Собственная, теперь уже не военная, а экономическая, неготовность. Внутренние разногласия внутри коалиции и ожидание.
Рассмотрим более подробно два эти фактора. Внутренние разногласия внутри Европейского политикума видны сегодня невооруженным глазом. Два столпа европейской экономики и два хэдлайнера антироссийской коалиции Франция и Германия переживают не самые легкие времена. Кроме этого, выход Британии из Евросоюза так же не прибавляет стабильности на континенте. И, наконец, непростые отношения Европы и США. Берлин, Париж, Брюссель хотят быть более независимыми игроками от позиции Вашингтона. И более свободными в своих геополитических решениях. На этом фоне активная информационная, политическая и дипломатическая позиция Москвы сыграла свою роль. России с помощью активных закулисных действий удалось заручиться поддержкой ряда европейских стран. Лоббисты Кремля прилагали максимум усилий для того, чтобы Украину оставили им «на съедение». И надо сказать, что многое им удавалось. До поры, до времени. Пока не случилась Сирия, и Европа не увидела истинное лицо своего большого соседа. Тут уж не до внутренних разборок. Перед лицом возможной угрозы надо объединяться… Коллективная Европейская безопасность взяла верх над иллюзиями многих участников.
Что касается трехлетнего ожидания, то в данном аспекте так же есть объективные факторы. Европа действительно ждала, в том числе и того, как будут проходить российско-американский диалог. Смогут ли придти к консенсусу геополитические интересы двух военных монстров. И только, когда стало ясно, что Вашингтон и Москва не договорились, а значит, Кремлю придется несладко в экономическом плане, Европа решилась на решительные действия и открыла Второй фронт в ходе заседания парламентской ассамблеи Совета Европы. Публично и показательно. Обратного пути нет.
Таким образом, резолюция ПАСЕ в отношении Украины - историческое событие в современном европейском пространстве и в общемировой системе международных сдержек и противовесов. Эта Резолюция станет фундаментом целостности и неделимости нашего государства и поможет Украине справиться с неуемными аппетитами агрессора. Россия сегодня потеряла темп и политическую инициативу. Стратегически она уже проиграла. Еще не капитулировала, но уже оказалась в политической и экономической ловушке, из которой может уже и не выбраться.