Децентрализация – наше всё?
Первое. Безусловно, местное самоуправление является фундаментом региональной политики. Убежден, что многие не понимают, какова глубинная роль происходящих процессов внутри местного самоуправления. Несомненно, в любом демократическом обществе процессы реформирования региональной власти и расширение полномочий местного самоуправления есть приоритетным направлением развития государства на 10-15 лет. Но это станет возможным только при реформировании всей правовой системы, которая регулирует взаимодействие различных институтов власти. Давайте вспомним, что согласно Конституции Украина является не только правовым, но и социальным государством. Это в полной мере должно относиться (к сожалению, сегодня мы это не наблюдаем) к местному самоуправлению, его органам, должностным лицам и т.д. Ведь основная гарантия социального местного самоуправления – это совокупность способов, которыми должностные лица и чиновники, работающие внутри этой системы, осуществляют реализацию интересов территориальной громады. Вот здесь, казалось бы, необходимо ставить точку. Однако, к сожалению, мы ставим многоточие… Давайте вспомним, что совсем недавно все наше общество, граждане Украины, доводили практически до абсолютизации централизованную систему власти. Правда, негодовали при этом, что авторитарная форма правления себя изжила. Проходит время. Меняются наши взгляды, и сегодня мы уже наблюдаем практическую абсолютизацию роли местного самоуправления. Это опасная тенденция, ведь у людей может возникнуть иллюзия, что чем больше полномочий будет передано на места, тем эффективнее будут решаться вопросы отдельного взятого человека. И здесь возникает главный вопрос. Кому мы передаем еще большую власть и еще большие полномочия? Именно в этой плоскости кроются основные противоречия между лозунгами и реальностью, в которой мы живем. Сегодня практически разрушена система сдержек и противовесов между центральной и региональной властью. Никто не контролирует процессы отчуждения объектов коммунальной собственности и продажу земли, распределения бюджетных средств и огромные кредиты. Ведь местные советы – это клуб по бизнес-интересам, такое закрытое акционерное общество, которое принимает на своих сессиях выгодные для них решения. Мне могут возразить, что контролировать их должны мы с Вами, т.е. громада. Тогда скажите, как?
Громады без полномочий
Отсутствует механизм контроля гражданами за своими «избранниками» и, соответственно, напрочь отсутствует наиважнейший аспект местного самоуправления – механизм ответственности должностных лиц и депутатов местных советов перед своими избирателями. Тогда, возникает вопрос: а стоит ли давать еще больше полномочий тем, кого мы избрали под прикрытием партийных флагов и знамен, людей без «лиц и фамилий»? Конечно, нет. Систему необходимо менять комплексно, чтобы каждый гражданин путем местных инициатив, местных референдумов, путем возможности контролировать процессы, происходящие в обществе, смог влиять на свое будущее самостоятельно. Только при такой постановке вопроса местное самоуправление может брать на себя бÓльшие полномочия для реализации региональных программ. Однако, на пути к реформам следует учесть ряд условий. Прежде всего, выборы в регионах должны происходить не по закрытой от общества системе (партийно-списочный вариант), а на мажоритарной основе. Тогда каждый гражданин избирает себе депутата, у которого есть фамилия, имя и отчество (а не название партии вместо лиц). На законодательном уровне должен быть прописан механизм взаимодействия между избирателями и «слугами народа». В таком случае появляется ответственность избранного депутата перед людьми, которые будут иметь и знать свои права, и при необходимости иметь реальную, фактическую возможность отзыва депутата или чиновника с занимаемой должности за невыполнение своих обещаний и обязательств.
Еще раз повторю, что необходим четкий механизм и алгоритм ответственности перед обществом, и инструмент взаимодействия исполнительной и законодательной власти по всей ее вертикали. Иначе, мы вернемся в эпоху неофеодализма. К сожалению, в нас до сих пор сохранилось и культивируется раболепство, страх и преклонение перед властью и руководителями любого ранга. Вот и задумаешься, а стоит ли давать еще большие властные рычаги этим чиновникам. Народная мудрость гласит: «В высших должностях, так же как и на возвышенной местности, люди подвергаются головокружению». Поэтому мы должны уже сегодня изменить свое мировоззрение, свое отношение к власти и научиться отстаивать свои права. Ведь когда продают нашу коммунальную собственность или нашу землю (а это означает, что берут все это в кредит у будущего поколения), то громада должна знать и принимать участие в принятии решений: а куда и на какие нужды пойдут наши деньги? Ведь количество строительных площадок для элитного жилья (а значит, и инвестиций в городскую инфраструктуру) растет не по дням, а по часам, а денег опять ни на что не хватает. Ни на реформирование практически сгнившей системы ЖКХ и магистральных теплосетей, ни на восстановление и модернизацию наших музеев и библиотек, ни на развитие молодежных программ, ни на улучшение катастрофической ситуации, сложившейся в здравоохранении, НИ НА ЧТО! Получается, что власть испытывает нас на прочность. А мы молчим. Помните афоризм: «Молчание – это золото…в карманах чиновников». Более того, вся правоохранительная система работает не во благо громады, а на большую узурпацию власти советами.
Региональная автократия
В связи с этим хотелось бы коснуться такой многогранной и достигшей угрожающего состояния проблемы нашего государства, как испытание властью и коррупция. Это явление сегодня достигло своего апогея. Коррупция поглотила все наше общество снизу доверху, а это уже угроза не только для экономики, но и для безопасности всего государства. Складывается впечатление, что, чем больше создается органов для борьбы с коррупцией, тем больше она процветает. Конечно, коррупцию полностью искоренить нельзя, но минимизировать можно и нужно. Для этого необходима политическая воля элит. Хотя я не очень уверен в том, что у нас есть политическая элита, которая думает не о будущих выборах, а о будущем поколении. У нас же правит политическая верхушка, которая живет по собственным правилам и на «закрытой территории». Б.Шоу сказал: «Вообще не власть портит людей, зато слабоумные, когда они у власти, портят власть». Поэтому мы не должны допустить, чтобы местное самоуправление переросло в самоуправство. Это одна из основных задач общества. Многие годы мы жили при тоталитарном режиме на уровне государства. Сегодня мы можем вернуться к тоталитаризму и автократии, но уже на уровне регионов, где «править бал» будут несколько крупных региональных руководителей в связке с руководителями партийных и промышленно-финансовых структур, которые сформировали сегодня большинство в местных советах. Это путь в никуда! Этот путь приводит к самоуправству и вседозволенности, а главное, к безнаказанности и беззаконию вместо действительного самоуправления. На сегодняшнем этапе именно они называют нас электоратом, т.е. одноразовым народом. Знаете, почему? Потому что о народе вспоминают раз в четыре года, когда можно приехать, пообещать, собрать электоральный урожай и дальше заниматься исключительно своими делами до следующих выборов. Более того, при сегодняшней системе выборов две трети депутатов местных советов просто не представляют себе, какие функции необходимо выполнять, и какова мера взаимной ответственности «безымянных» депутатов перед избирателями. Поэтому при внешних признаках демократии складывается впечатление, что политики уже на нас внимания не обращают. Да и мы на них. Вот и возникает пропасть.
Выборы без выбора?
Совершенно очевидно, что при отсутствии персонификации избрания - отсутствует персонификация ответственности. Поэтому формирование городских и областных советов на пропорциональной основе приводит к чрезмерной политизации власти и снижению профессионального и нравственного уровня депутатов. Еще одно противоречие, которое приводит к дисбалансу власти на местном уровне – это отсутствие механизмов избрания руководителей областных органов исполнительной власти. Мы же избираем мэров городов всенародно, прямым волеизъявлением граждан, так почему же нам НЕ предлагают избирать лицо номер один исполнительной власти целого региона? Нас просто лишают права выбора, опять рассчитывая на всеобщий «одобрямс».
Таким образом, любая децентрализация – бюджетная, экономическая, гуманитарная – будет по-настоящему эффективна только тогда, когда территориальные громады будут иметь реальные возможности влиять на решения местных советов и исполкомов. Более того, такие атавизмы, как районные и областные администрации должны попросту исчезнуть. Иначе, мы продолжим жить в атмосфере лозунгов и манипуляций. А это чревато разрушительными процессами в обществе и деградацией всех государственных институтов.
А потому, только комплексный подход к формированию Новой доктрины региональной политики сможет создать условия для развития местного самоуправления. Прямая демократия через механизмы воздействия на правящий региональный класс – единственный путь выхода Украины на новые рубежи европейских преобразований.