Логичных объяснений анонсированному закрытию Wizz Air Украина, на первый взгляд, нет. На прошлой неделе рейс венгерского лоукостера по маршруту Киев-Барселона (Жирона) был забит до предела, почти полным был и самолет на обратном пути. Не смотря на рост курса валют, украницы продолжают путешествовать за рубеж, в том числе, в ближнюю к нам Европу. Кто-то обвиняет в уходе Wizz Air опального ныне олигарха Игоря Коломойского, пролоббировавшего в прошлом году новые правила перелетов, выгодные для подконтрольной ему компании МАУ. Другие винят в сокращении маршрутов войну – странно, что число авиаперевозок из Киева за год боевых действий в стране почти не сократилось. Пока мы ждем бизнес-аналитику о том, кто виноват, попробуем разобраться, что делать нам, обычным украинцам, которые не представляют жизни без поездок за рубеж.
Планировали полететь в Венецию или Барселону в начале лета? Не проблема. Если у вас уже есть шенгенская виза – достаточно доехать автобусом до Польши, а оттуда, из аэропорта Модлин близ Варшавы, летает ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair. В его арсенале 28 стран, около сотни направлений полетов по Европе. Ирландцы проводят множество акций. Так, сейчас Ryanair предлагает рейс из Модлина на Канары от 500 грн, а полеты в Францию, Норвегию и со стыковкой в Лондоне - от 280 грн.
Автобус Киев-Варшава-Киев стоит около 1100 грн в любой день недели. Правда, способ этот – для любителей экстрима. Ночью вас разбудят пограничники сначала с украинской стороны, а затем с польской, продержат часа 3 на границах и, вероятно, заставят пройти контроль багажа. Обычно автобус, выезжающий из столицы Украины в 18-19 часов, прибывает в пункт назначения – на автостанцию Варшава Заходня – около 7-8 утра. В принципе, время на отдых у вас есть, если вам спится в автобусах по вечерам или ранним утром. С Заходней в аэропорт Модлин регулярно ездит быстрая комфортная электричка Koleje Mazowieckie, на дорогу оставляйте около часа, билет туда-обратно стоит 15 злотых. Это тоже надо списать в дополнительные расходы. Однако все преодолимо, и автор этих строк за последние полгода дважды летала из Варшавы в Брюссель и Гданьск по бросовым ценам. Из Модлина можно добраться, в том числе, в Рим и Париж, куда не летали венгры из Украины.
Подозреваю, что требования относительно обязательного выполнения внутренних авиарейсов вскоре отменят как приводящие к монополизации рынка. Тогда в дружественную нам Грузию к началу сезона наверняка возобновят полеты недорогие грузинские компании Fly Vista и YanAir, которые уже в прошлом году возили украинцев в Тбилиси.
Кроме того, в украинском арсенале Wizz Air остается рейс Киев-Будапешт-Киев, билеты на который даже без скидок можно купить от 640 грн в одну сторону (рейсы на конец мая, цена для членов клуба Wizz Air). А в дни промоакций (как правило, 9-10 числа каждого месяца) перелет обойдется еще на 20% дешевле.
Из огромного аэропорта-хаба в Будапеште летает не только Wizz: оттуда осуществляют рейсы десятки перевозчиков, в том числе, бюджетные Ryanair, easyJet, Germanwings, Smart Wings, Norwegian и другие. Из столицы Венгрии можно недорого долететь в любой конец мира. Единственная проблема – стыковки. Wizz Air будет летать из Киева в Будапешт 1 раз в день ежедневно, кроме субботы и вторника, вылет в 15:20, приземление по местному времени в 16:00.
Возможно, придется провести в аэропорту много часов до стыковки с вашим следующим рейсом. Может даже нужно будет переночевать в Будапеште, заплатить деньги. Но посмотрите на это как на возможность дополнительного путешествия: венгерские отели и хостелы дешевле, чем гостиницы многих других столиц Европы, а один вечер в другом городе лишь добавит вам впечатлений от поездки. Ведь каждое путешествие - это не простое выполнение плана вроде: сходить на экскурсию, зачекиниться в парке с 12 до 13, и побывать в музее с 14 до 16 - а приключения, встречи, открытия. Именно ради этого мы отправляемся покорять другие страны, не так ли?
Конечно, гораздо удобнее было летать в Италию, Испанию, Грузию прямиком из Киева, тем более, из Жулян в центре города. Но до сих пор даже в Европе было множество интересных и популярных мест, куда Wizz Air не долетал: те же Брюссель, Амстердам, Париж, Дублин или Канары. Мы же как-то справлялись? Просто нужно становиться более изобретательными, чтобы продолжать экономить на перелетах.