Без лирики и экивоков. Мы все знаем за что боролись, за что умирали люди, чего хотим мы от этой страны. Я уверен, что все вопросы, которые нам нужно сейчас решать оперативно, можно разделить на две категории: политические, менеджерские. Несколько вопросов экономического характера будут одновременно лежать в двух плоскостях из-за существующей полярности нашего окружения. Из-за России и ЕС.
Так вот, если говорить о политических вопросах, это:
- Язык
- Украинская культура в целом и украинская национальная идея
- Взвешенная политика к странам евразийского сотрудничества
- Децентрализация власти
Если говорить о вопросах в плоскости менеджмента:
- Принципы формирования Кабинета министров
- Организация люстрационных процессов
- Формирование механизма контроля над депутатами, судьями и обратной связи с избирателями и гражданским активом
- Евроинтеграция
Я не хочу сейчас говорить о политических вопросах, поскольку это не то, что следует решать в первую очередь. Отмена закона о языках, которая состоялась накануне в Раде, очень хорошо показала болевые точки общества. Сейчас осталось еще принять закон про воинов ОУН УПА и потом всем вместе думать что же делать со взбешенным востоком. С каждым из вопросов, касающихся культуры, языка, региональной специфики нашей страны и геополитики нужно работать долго и взвешено. Стратегически. На годы и десятилетия вперед.
Что касается вопросов в плоскости менеджмента. Состояние веток исполнительной власти, судебной власти, силовых структур ужасающе. Кроме коррупции, вопрос с которой без люстрации решить невозможно, существует огромное количество институциональных проблем, которые превращают руки власти и совесть власти в косолапые, неповоротливые, устаревшие рудименты. И не выкинешь и пользы никакой. Я писал уже о вопросе люстрации, и, слава Богу, был далеко не первым и думаю, что буду не последним, кто об этом напишет. Люди говорят про люстрацию на каждом углу. Для людей это очень актуально. И актуальнее этого для нашего общества сейчас не так много вопросов. Но что делать дальше? Как дальше работать с властью, работать во власти?
Я не сомневаюсь в том, что это правительство, которое сейчас приступит к своим обязанностям – техническое правительство – может быть выбрано из соображений революционной необходимости. В этом составе могут быть те люди, которые доказали что-то на Майдане, которые были под рукой и в которых их соратники по партии увидели возможность управлять тем или иным министерством.
Но кем должны быть наши министры и наши чиновники завтра, послезавтра?
Давайте поговорим об одном из вопросов плоскости менеджмента - принципах формирования Кабинета министров и руководителей высших государственных органов и департаментов.
Мое глубокое убеждение в том, что они не должны быть политиками. Все министры, главы ведомств и департаментов должны быть людьми хорошо известными в своей профессиональной области, а не по программам телепередач и выступлениям на трибунах. Вот как я вижу себе один из возможных вариантов логичного построения системы подбора персонала, приема на работу и контроля над работой каждого из государственных ТОП-менеджеров:
1. Необходимо создать один профессиональный научный орган с определяющим названием, например «Комитет стратегического развития Украины», который будет определять задачи и требования к каждому из чиновников.
2. Эти требования будут сформулированы исходя из целей и задач каждой из ответственных зон будущего чиновника – будь то отрасль экономики или региональная инфраструктура.
3. Подобный комитет должен состоять из 20-25 делегатов - профессоров права, экономики, менеджмента, деятелей культуры, каждый из которых возглавляет соответственный подкомитет. Например, «Подкомитет стратегического развития по … (вставить необходимое)».
4. Структура подкомитетов может дублировать существующую структуру Кабмина с небольшими дополнениями.
5. Например, «Подкомитет стратегического развития украинской экономики» формирует ряд задач и целей, которая должна достигнуть экономика страны через год, 3 года, 5 лет, 10 лет. Очерчивает основные проблемы и вызовы, которые стоят перед экономикой страны.
6. В подкомитет входят ведущие научные специалисты страны в этой отрасли. Например, в Подкомитет по образованию входят методологи и филосоы, которые работают над вопросами образования, преподаватели, деканы и ректора ключевых украинских ВУЗов.
7. На основании этого формируется ряд требований и ожиданий, которые предъявляются к потенциальному соискателю в двух плоскостях стандартов:
a. Профессиональный стандарт:
i. Специализированный опыт работы (не должен успешный директор больницы управлять шахтами)
ii. Успешные проекты регионального или национального масштаба (знание как управлять человеческим ресурсом на уровне небольшой фирмы не дает понимание того, как управлять отраслью с десятками тысяч людей)
iii. Отраслевое либо около отраслевое высшее образование (языковед не может руководить национальным банком)
iv. Кандидат должен пройти люстрацию (не иметь отношение к коррупционным скандалам, не иметь отношения к работе в предыдущих правительствах)
b. Конкурентный стандарт
i. Образование (дополнительное образование, МВА, научная степень)
ii. Общественное доверие (значимые достижения в своем виде деятельности, заслуги пере обществом)
iii. Четкое видение инструментов и путей реализации поставленных задач (подготовка бизнес плана по достижению целей, показатели эффективности работы отрасли, макро и микро показателей)
Что касается заработной платы чиновников:
1. Заработная плата чиновникам такого уровня должна формироваться из двух частей. Тело зарплаты и бонусы по итогам года.
2. Каждый министр или глава департамента должен получать те деньги, на которые он может прожить нормально, с определенным комфортом, не задумываясь о возможных заработках.
3. Эта сумма должна варьироваться в размере 6000-8000 долларов в месяц.
4. По итогам года, при достижении всех показателей каждый из чиновников должен иметь право получить бонус. Очень большой бонус. В размере от 100% до 200% заработной платы за год.
5. Контроль за соблюдением показателей, достижением целей и задач должен осуществлять Комитетом стратегического развития совместно с общественностью.
6. Каждый гражданин Украины должен иметь право получить доступ к информации о динамике развития той или иной отрасли, о деятельности каждого из ТОП менеджеров и о критериях оценки их работы Комитетом.
Ведь на самом деле, что такое государство, как не большая компания со своей бюрократией, целями и задачами? У нас есть огромное кол-во успешных менеджеров – прекрасных, лучших в своем роде! Давайте воспитаем своих чиновников – прекрасных, лучших в своем роде. С большим удовольствием готов к открытой дискуссии на этот счет.
P.S. В скором времени с удовольствем поделюсь с вами своими мыслями насчет следующих двух пунктов тех актуальных вопросов в плоскости менеджмента, о которых я думаю:
- Формирование механизма контроля над депутатами, судьями и обратной связи с избирателями и гражданским активом
- Евроинтеграция.