Вот уже второй месяц Гуманитарный штаб при Фонде Рината Ахметова занимается организацией психологической помощи детям, выехавшим из зоны военных действий в Донецкой и Луганской области. И я хочу выразить огромную благодарность всем специалистам – психологам, участвующим в этой программе, и поделиться несколькими наблюдениями и соображениями.
Во-первых, психологическая помощь и психологическая поддержка очень нужны. Нужны не меньше, и даже больше, чем любые другие виды помощи – доставка продовольствия, лекарств, теплой одежды, помощь в размещении и обустройстве на новых местах. Именно квалифицированная психологическая помощь помогает детям и взрослым преодолеть шок, тревогу, агрессию или апатию и научиться находить ресурсы для новой жизни.
Во-вторых, оказанием психологической помощи пострадавшим от войны детям должны заниматься квалифицированные психологи, врачи и педагоги. К сожалению, в Украине специалистов, умеющих ответственно работать с последствиями посттравматического синдрома, очень немного. Поэтому наш Гуманитарный штаб вынужден был параллельно начать работу над новым проектом, направленным на подготовку таких специалистов.
В-третьих, психологическая помощь должна быть регулярной, а не от случая к случаю. Только так можно завоевать доверие детей и добиться положительного результата. И, напротив, наша практика неоднократно показывала, что любые перерывы в занятиях, особенно на ранних этапах и особенно у подростков, вызывали еще большее недоверие, агрессию и обвинения в предательстве.
В-четвертых, психологическая помощь должна сочетать индивидуальные консультации и групповые занятия. Индивидуальные консультации помогают выявить, определить и обсудить то, что ребенок не может и не хочет выносить на общее обсуждение. А групповые занятия позволяют работать со страхами и тревогами детей в наиболее комфортном для них формате. А также изменить среду, в которой дети живут и общаются.
В-пятых, и это очень важно, нужно заниматься не только с детьми, но и их родителями. Которые способны дать детям потерянное чувство безопасности даже вдали от дома и привычной обстановки. Практика показывает, что наибольшего результата удается добиться только при вовлечении и активном участии родителей. И, наоборот, самые тяжелые случаи возникают тогда, когда родители категорически и даже агрессивно отказываются от любой психологической помощи и не идут на контакт с психологами, педагогами и врачами.
В-шестых, психологическую поддержку пережившим войну детям должны оказывать не только их родители и квалифицированные психологи, но и все остальные с кем они соприкасаются. Воспитатели детских садов, школьные учителя, врачи поликлиник, социальные работники, даже родители других детей, с которыми они учатся в одном классе, ходят в одни кружки и спортивные секции. Как минимум, через проявление и воспитание чувств терпимости и взаимоуважения, которые мы, к сожалению, стали терять в последнее время.