По словам актера, с Алексом ван Вармердамом они знакомы уже 5 лет и ранее режиссер предлагал ему играть роли в спектаклях. Картина, представленная культовым голландским режиссером, является красноречивой визуализацией страхов, безразличия, чувства вины и того, как тихо и незаметно зло ежедневно входит в размеренную жизнь.
Начиная с перевернутого названия фильма «Боргман», режиссер продолжает выворачивать моральные устои зрителей, ставя их с ног на голову. Первые эпизоды картины кажутся предельно ясными: злодеи, возглавляемые священником, вооружены и охотятся то ли на невинных зверей, то ли на людей. А потом оказывается все наоборот – злодеи не преследователи, а преследуемые.
Гонимый из своей подземной конуры Боргман (Ян Бейвут) ищет приюта в доме буржуазной семьи Рихарда (Йерун Персевал) и Марины (Хадевих Манис). Разъяренный глава семьи, доведенный беглецом до приступа ярости, избивает его, тем самым вызывая мучительное чувство вины за благополучие перед бродягой.
Жена, самонадеянно решившая помочь Боргману, впускает его не только на ночлег в летний домик, но и в жизнь всей семьи. Он рассказывает детям сказки, а по ночам голый инкуб садится на грудь Марины и порождает кошмарные сны. Черный юмор ван Вармердама, контрастируя с семейной идиллией Рихарда и Марины, а так же их троих детей, обволакивает в тихий ужас.
Вслед за Боргманом появляются и его подельники, которые убивают садовника и его жену, и с той же маниакальной легкостью, с которой они разрушают сад на заднем дворе дома, жизнь семьи превращается в ад. Алекс ван Вармердам создал не просто мрачный триллер, это и драма, и черная комедия, и даже хорор.
Режиссер выдвигает посыл: «Мы родились на Западе – нам повезло», который на протяжении всей картины активно насаждает Боргман зажиточной семье, играя на ее комплексах, оставив за кадром суть происходящего, истоки появления зла, которое так прочно укоренилось в нашей жизни.
Боргман говорит: «Мне скучно, я хочу поиграть». И он действительно играет. Словно марионетки, по его замыслу люди обнажаются, раскрывая самое худшее. Играет и сам режиссер, который с помощью контрастов погружает зрителям в атмосферу невыносимого ночного ужаса, будто бы инкуб садится на твоей груди. Не спрашивайте, кто такой Боргман, он многолик. Это и бродяга, и демон, и самое исчадие ада.
Построенная на контрастах картина, рассказывает леденящую кровь историю, как зло приходит в ваш дом в облике простых незаурядных людей, на залитую солнцем лужайку и вытягивает, словно из под земли, все скелеты богатого западного общества. Зритель с каждой минутой убеждается: люди, которые вылезают из-под земли, ничем не отличаются от тех, кто наверху. Их не жаль, границы между добром и злом стираются и лишь когда методы захватчиков начинают вызывать у зрителя смех и улыбку, начинаешь понимать абсурдность и весь мрачный гений ван Вармердама.
Используя театральные приемы, философские и библейские мотивы, режиссер изысканно и тонко показывает психологию зла, он возмущает, шокирует и пугает до ужаса стертыми рамками между добро и злом, а так же тотальным безразличием, с которым Боргмана впускают в жизнь.
«У меня всегда хорошо получались бессмысленные фильмы», – с улыбкой Мефистофиля сказал Алекс ван Вармердам в Каннах. Фильм действительно полон загадок и ответы лежат далеко не на поверхности, а спрятаны, подобно Боргману под землю, но что если истинная цель, которой задался режиссер – это как раз спровоцировать у зрителя эти вопросы.