При этом сама Клодель была совершенно вменяема, не считая депрессии и периодических эмоциональных срывов. Особенно её адекватность заметна на фоне остальных пациентов клиники – мычащих, хохочущих и пускающих слюни. Кстати, душевнобольные в фильме настоящие. Брюно Дюмон (режиссер картины) нашел клинику, давшую согласие на съемки, а Жюльетт Бинош (Камилла Клодель) ещё до начала работы по собственной инициативе посещала её и знакомилась с пациентками.
«Камилла Клодель» получилась бы прекрасной короткометражкой минут на 10-15. Вся фактическая информация приведена в начальных и финальных титрах, а остальные полтора часа – это крупные планы Жюльетт Бинош, общие планы тех самых пускающих слюни обитателей сумасшедшего дома и иногда ландшафты прилегающей к клинике территории. Бинош, чье отрешенное лицо без какого-либо грима занимает процентов семьдесят экранного времени, и оператор Гийом Дефонтен справились на отлично. Но даже хорошо исполненные эмоции к середине фильма начинают утомлять. Одной Бинош – не достаточно.
Фильм основывается на переписке Камиллы и её брата Поля (Жан-Люк Венсан). Их диалоги в картине и разговором-то назвать нельзя – актеры просто дословно цитируют тексты писем. С другой стороны, эти монологи подчеркивают фатальную отдаленность между братом и сестрой, которые говорят «на разных язках». Персонаж Венсана произносит высокопарные речи о Боге и безжалостно отказывает сестре в её просьбе вернуться домой. Поль – одновременно и монстр, жертвующий талантливой сестрице ради собственных амбиций, и недохристианин, подзабывший о любви и милосердие.
Лишить творческого человека возможности создавать и поместить его в изолированное невыносимое общество – означает убить его. В сумасшедшем доме Клодель прожила целых 30 лет. Дюмон показал очень короткий период этого ада, но дал ясно понять, что художника уничтожить легко: лишить его главного – возможности заниматься творчеством. Оставаясь сердобольной и отзывчивой, помогая присматривать за умалишенными, Клодель не мечтает ни о чем, кроме своей мастерской.
При всем сопереживании героине досмотреть до конца долгую и печальную «Камиллу Клодель» сродни подвигу. Очень слабо ощущается время – за чередованием кадров часто сложно понять – тот же это день, или прошел уже месяц. Это сильно сбивает с толку, особенно учитывая, что декорации практически не меняются, а героини всегда одеты в одни и те же блеклые наряды. Если вы поклонник актрисы Бинош, режиссера Дюмона или художницы Клодель – смотрите. Во всех остальных случаях лучше себя не мучить.
Маргарита Бодачевская,
Школа кинокритиков ОМКФ