Спецтема
Фестивальные дневники

Призраки львовской оперы

Режиссёрский дебют Валерии Голино «Пчёлка» рассказывает о девушке, работающей на подпольную организацию, которая помогает смертельно больным людям безболезненно уйти в мир иной. Она исполняет роль ангела смерти не ради заработка, а из искреннего и горячего убеждения, что человек имеет право прервать свои мучения. Каждый раз она лично помогает клиенту умереть, исходя из его физических возможностей, но однажды, поддавшись уговорам начальника, продаёт необходимое средство пожилому медику, который хочет сам сделать себе смертельную инъекцию.

Кадр из фильма Пчелка
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Пчелка

Узнав, что он вовсе не болен, а лишь «устал от жизни», возмущённая и напуганная героиня требует вернуть препарат. После нескольких перепалок они проникаются друг к другу взаимной симпатией, и, если для медика общение с привлекательной и умной девушкой, кажется, становится причиной задержаться на этом свете, героиня неожиданно находит в этом погрузившемся в меланхолию утончённом интеллектуале внимательного и сочувственного собеседника. При этом героиня начинает сомневаться в правомочности своей деятельности, задумываясь о допустимых пределах своего вмешательства в жизнь и смерть других людей, о том, не побуждает ли она сделать необдуманный шаг тех, кто отчаялся, но в действительности вовсе не хочет умирать. Фильм Голино с его изысканным визуальным рядом и редкими, но эмоционально напряжёнными диалогами стал третьей подряд, после «Ланчбокса» и «Будущего», лентой конкурсной программы, повествующей о молодой женщине и пожилом мужчине, чьи взаимоотношения являются попыткой спастись от одиночества и переосмыслить свою жизнь.

Следующий фильм конкурса, «Люди и звери» румына Адриана Ситару, практически полностью состоит из снятых статичными общими планами «разговоров на повышенных тонах», ведущихся главным образом членами двух семейств и посвящённых животным, попавшим в квартиру- пойманным, купленным и подаренным, вызывающим неприязнь, нежно любимым и предназначенным в пищу. Нескончаемые словопрения о том, например, как объяснить маленькому мальчику, что кролик, которого ему якобы подарили, стал украшением праздничного стола, или кому из расставшихся супругов должна достаться кошка их умершей дочери подчас здорово утомляют, но при этом трогают тонким пониманием человеческих недостатков, ироничным сочувствием к ним. В отношении героев к животным, в жестокости, равнодушии и заботе, с которыми они решают участь попавших в их распоряжение существ, раскрывается инфантильный, произвольный характер наших симпатий и антипатий, безответственность и эгоизм, с которыми мы позволяем себе относиться к окружающему миру, а также тоска по искренности реакции и безусловной любви и преданности, которых мы пытаемся добиться от близких людей, но находим обычно лишь у собак и кошек.

Кадр из фильма Креденс
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Креденс

Что касается продолжения украинского конкурса, то, хотя я отнюдь не разделяю восторги зрителей, стоя аплодировавших «Креденсу» Валентина Васяновича, благодарность публики, в кои то веки получившей возможность увидеть на большом экране отражение проблем нашего горемычного общества, кажется мне более чем заслуженной авторами картины. Фильм повествует о виолончелисте львовской оперы, пытающемся сохранить человеческое достоинство и верность этическим нормам в изматывающей борьбе за существование, которую приходится вести в закулисных интригах, склоках с коллегами по оркестру, в музыкальной школе сына, чей рейдерский захват планирует осуществить другой родитель, коррумпированный судья, во взаимоотношениях с женой, во всём покорной своей вздорной матери.

Тёща музыканта и её супруг, которые со своей русскоязычностью, вздохами по «великой стране» и презрительному отношению к украинскому настоящему выступают метафорой (некоторые назвали бы её излишне плакатной, некоторые- ксенофобской) наследия советского режима и российско-шовинистической ментальности, постепенно становятся для героя олицетворением всех ничтожных жлобов и самодуров, считающих себя вправе распоряжаться его жизнью. Действие в картине то и дело буксует, узнаваемые, остроумные детали и ситуации перемежаются с натянутым гротеском и искусственными сюжетными поворотами, и всё же невозможно не сочувствовать бунту, зреющему в душе музыканта против существования, которое вынужден вести нормальный гражданин Украины. Подобно большинству из нас, герой «Креденса» подвергается постоянным унижениям и опасности физической расправы в своей обычной, заурядной повседневности, не будучи ни оппозиционером, ни правозащитником, и при этом с куда большим основанием может рассчитывать на преследование со стороны представителей власти, чем на их поддержку и защиту.

Александр Гусев Александр Гусев , кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram