Тимур Бекмамбетов. Человек с лицом шайтана
Хорошее кино, как и любое другое искусство, трансформирует человека, а иногда резко меняет его жизнь. Однажды студент Московского энергетического университета Тимур Бекмамбетов попал вместе с товарищем на картину Марко Феррери «Диллинджер мертв» и покинул зал с твердым убеждением связать свою жизнь с кинематографом. Хотя попытки выучиться на художника театра, а позже – кинокритика закончились отчислением, Бекмамбетов проявил настойчивость и нашел свое место в кино.
Заочно постсоветский зритель познакомился с Бекмамбетовым через слова графа Суворова «Так ведь пост, матушка – до первой звезды нельзя», которые в девяностых перекочевали из рекламы на телике в застольный этикет. Именно он режиссировал серию роликов банка “Империал», получившую народное признание и несколько престижных наград в сфере рекламы. На это же время приходится и его дебют в художественном кино – «Пешаварский вальс» – дипломная работа в рамках Высших курсов сценаристов и режиссеров.
Настоящим восхождением Тимура Бекмамбетова принято считать «Дозоры» – экранизацию двух романов Сергея Лукьяненко. Этими картинами режиссер приобрел репутацию российского Джорджа Лукаса, впервые реализовав в привычном русскому человеку пейзаже качественные спецэффекты в канве фантастического вымысла с национальным колоритом. Однако феномен Бекмамбетова состоял большей мерой в том, что впервые в истории российского кино картина заработала хорошие деньги. Рентабельность «Дозоров» привлекла к режиссеру внимание Голливуда и с 2005 года он начал работать с американскими студиями.
У Бекмамбетова лицо шайтана способного на шалость, но не на пакость. Он любопытен и энергичен, одинаково часто выступает в роли режиссера и продюсера. Это редкий пример человека, в котором удачно сочетается умение создавать и продавать.
Тимур не выпадает из современного контекста, постоянно экспериментирует и живо интересуется достижениями технического прогресса. Верит в будущее yotube как альтернативы большому кино и рискует инвестировать в новые технологии. Сегодня, параллельно с производством картин, Бекмамбетов активно работает над созданием Киноязыка – компьютерной программы, которая превращает текст сценария в анимацию. Идея проекта возникла из чисто утилитарной задачи – создать в сжатые сроки раскадровку фильма, и понимания того, что семантика кино подчиняется тем же законам, что и любой другой язык. И хотя сегодня программа далека от идеала, Тимур твердо убежден в ее огромном потенциале.
Имя Бекмамбетова – синоним российского голливуда. Его интересует кино для широкой аудитории – ведь только так можно возобновлять производственный ресурс, и в то же время он уверен, что глубина картины обратно пропорциональна количеству зрителей – этот баланс важно сохранить.
О своих взглядах Бекмамбетов привык говорить открыто и без экивоков. Сам он высоко ценит честность и твердо убежден в том, что художником – режиссером в частности – может быть только тот, кому есть что сказать.
Андрей Пелюховский
Алиса Павловская: «Мы предлагали иампровизировать в заданной ситуации»
Создатели «Не хочу умирать», самого одесского фильма кинофестиваля, сегодня, 15 июля, провели пресс-конференцию, посвященную картине. Накануне лента была показана в рамках украинской секции ОМКФ.
В пресс-конференции приняли участие режиссер фильма Алиса Павловская, продюсеры Максим Фирсенко и Сергей Геворков, сценарист Семен Росовский и актер фильма Сергей Ануфриев. Главный герой фильма, художник и музыкант Стас Подлипский, на мероприятии отсутствовал.
Режиссер картины Алисы Павловская рассказала об особенностях работы над фильмом, снятом в полудокументальной эстетике – на границе игрового и неигрового кино.
«У нас все играют сами себя, у нас настоящие имена. Но если бы я давала полную свободу, мы ничего не смогли бы смонтировать, мы предлагали импровизировать в заданной ситуации», - поведала о своем творческом методе режиссер.
Один из продюсеров картины, Максим Фирсенко, добавил, что задача состояла в постановке точек А и В, а то, как к ним двигаться решали сами актеры.
Идея фильма, по словам режиссера, пришла в голову Стасу Подлипскому. Он же выбрал и манеру подачи материала – параллельное действие в двух мирах: реальном и фантазийном. Изначально Алиса Павловская планировала снять документальную картину о звезде одесского андеграунда.
«Мне понравилось работать со Стасом. Я ожидала, что он больше всех будет дебоширить, но этого не происходило. Во время съемок он бросил пить», - рассказала о работе с Подлипским режиссер.
Будущий путь картины к зрителю ее создатели видят в прокате в небольших андеграундных клубах. Украинский продюсер картины Максим Фирсенко полагает, что именно там фильм сможет найти зрителя, интересующегося современным искусством.
Российский продюсер с копродукции Сергей Гевороков добавил, что будет пытаться продвигать фильм и в России, поскольку там существует большой интерес к фильмам, снятым на стыке игровых и неигровых.
Анисимова Елена,
Школа кинокритиков ОМКФ