Ведущий, которого или расплавило на солнце, или он успел чего-то хлебнуть перед началом своей работы, забыл, кажется, объявить больше половины гостей. На именах некоторых он просто решил не заморачиваться: “Ульрих Здльльль” - например. Мне, впрочем, показалось, что было бы уместнее познакомить зрителей с заезжими кинематографистами - не зря ведь люди занимали места возле красной дорожки за несколько часов до начала. “Мужчина в сером льняном костюме и усах! - такой-то такой-то” - было бы намного уместнее, и вполне себе в духе одесского колорита.
Церемония открытия, впрочем, была не такой веселой - с приветственным словом вышли Виктория Тигипко, глава жюри Александр Роднянский и даже вице-премьер Константин Грищенко, зачитавший письмо от Виктора Януковича (старшего). Имя президента пытались забукать, но почему-то получилось не очень удачно.
Фильмом, выбранным для открытия ОМКФ-2013, кажется, всех немного пригрузило. Полуторачасовая драма “Не угаснет надежда”, которая держится на одном только Роберте Рэдфорде и его борьбе с водной стихией, хорошо бы смотрелась во внеконкурсной программе, но как для открытия она оказалась все же тяжеловатой. Это второй полный метр хорошего американского режиссера Джея Си Чендора (до этого снявшего драму о начале всемирного финансового кризиса, “Предел риска”) - и он очень добротный. Нечто среднее между камерным “Старик и море” и “Жизнью Пи”, только без нарисованных тигров.
“Фрэнсис Ха” еще одного американского режиссера Ноа Баумбаха, показанная в субботу утром вместо снятого с программы фильма Франсуа Озона, оказался вполне традиционной для этого режиссера картиной. Баумбах, который известен еще и тем, что пишет сценарии для фильмов Уэса Андерсона, свои фильмы снимает, в основном, о городских невротиках. Вполне в духе Вуди Аллена, только с гораздо большей злобой - юмор у Баумбаха тоже не совсем светлый, так что выходит такая себе мрачноватая картина о современных лузерах, на которых, впрочем, пока что рано ставить крест.
Героиня этого фильма - 27-летняя Фрэнсис, мечтающая танцевать в основном составе труппы, где проходит стажировку. Она, как и многие ее сверстники (о чем красноречиво свидетельствует сериал Girls, например), снимает квартиру в Бруклине на пару со своей лучшей подругой - Софи. Фрэнсис неряха, плохо знает, чего хочет от жизни, и зависит от своей подруги. Когда подруга съезжает из совместного жилья, у Фрэнсис начинается черная полоса - все рушится на глазах. Ей придется пройти несколько кругов личного ада прежде чем найти выход из сложившейся ситуации - и это типичная для Баумбаха история: функционирование маленьких адов отдельно взятых людей. При всей ее специфичности, с Фрэнсис начинаешь как-то по-особенному самоидентифицироваться, даром, что реальность Фрэнсис - черно-белая, похожая на мир “Манхэттена” Вуди Аллена, а наша - так уж сложилось - цветная.
Первый конкурсный показ был провальным - выбранный фильм, “Неизбежная смерть Чарли Кантримена”, может, и относится к арт-мэйнстриму, но относится ли он к кинематографу - сказать сложно. Главный герой в исполнении Шайи ЛаБафа, смахивающего на плохую копию молодого Дэвида Гаана, переживает гормонально-наркотический трип в Бухаресте, куда приехал по совету своей умершей матери. Под сопровождение закадрового текста, сообщающего нам о том, что все происходящее на экране - неспроста, у него есть Смысл, наш герой мечется по Бухаресту, кривляясь и пытаясь завоевать девушку, в которую влюбился. Девушку играет Эван Рейчел Вуд - и это не самая лучшая ее роль. Что в этом фильме делал Мадс Миккельсен - вообще сложно себе вообразить, а до появления Руперта Грина и Тиля Швайгера я попросту не досидела.
В понедельник фестивальные показы будут уже идти полным ходом - зрителям и журналистам покажут индийский “Ланчбокс” и чилийское “Будущее”, а также состоится гала-премьера “Пены дней” Мишеля Гондри.
PS. Возле оперного театра во время красной дорожки стояли вот такие вот ребята с незатейливыми транспарантами, адресованными Сергею Тигипко. Нам они рассказали, что являются одесситами, состоят в "партии Сталина" и выступают "против беспредела".