Интеллектуальные тексты. Форма.
Конечно, я не могу призвать подразумеваемых авторов не писать совсем ничего. В таком случае не будет совсем никакого современного творческого продукта. Эти тексты, конечно, назвать анализом и критикой невозможно. Однако, учитывая нарочитую декоративность текста, можно представить себе, что это такая форма поэзии. Длинный белый стих во всю страницу, который не будит на самом деле никаких мыслей, а обращается к чувствам читателя и обеспечивает зуд и копошение в головах. Вот у читателя появляется чувство, что нечто неописуемое происходит в искусстве, что есть неуловимый дискурс и поиск. Смутное ощущение, что новое поколение вполне самостоятельно создает себе ценности, решает сложнейшие проблемы, а непонятная псевдо-академичность должна подчеркнуть серьезность и сложность задач современной культуры. Однако, эксплицитно ничего не говорится, самая суть остается намеком за роем слов и цитат.
Такие тексты-поэзия оказывается танцем Саломеи, которая отвлекает внимание читателя от реальных проблем и настоящих авторов, требуя на блюде голову Крестителя в виде сложного и длительного образования, а также настоящих проблем современной культуры Украины.
В размышлениях о поэтических и соблазнительных текстах в интернет-изданиях есть еще другая сторона, которая обосновывается характером медиа, которые несут эти тексты. Интернет – доступный всем и интересный всем источник информации. Он не различает образованности и рангов и свой контент предлагает в нем каждый, кому не лень. Поэтому интернет стал таким забором, на котором, кипящий жизнью и страстями, народ пишет любое проявление своей удали. Сегодняшние аналитические и критические тексты в этом плане можно скорее сравнить с лубком, с народным творчеством, с увеселительными частушками, которые ни для чего иного не хороши, как только для вечернего алкогольного мероприятия, где можно обменяться парой куплетов всем на потеху, особо не шокируя окружающих глубиной мысли.
Действительно, если обратить внимание на юмор фразы «трепанация памяти» (а я не смею сомневаться, что такое можно ляпнуть ТОЛЬКО в юмористическом порыве), то это по своему метафорическому ряду не уступает народному «моя милка как бутылка, моя милка пузырек».
Интеллектуальные тексты. Содержание.
Интернет облегчает во многом работу, но усложняет жизнь тем, что легко потеряться в целом рое фейковых умников, которые мнят задачей интеллектуала потешить читателя перед сном приятной иллюзией, что невнятное копошение мысли от латинизмов и перепрыгивание с одной мысли (иногда темы) на другую – это и есть истинная интеллектуальная жизнь современника. Потребность в скучных и содержательных текстах, как и в любом другом труде, появляется при очень сложной системе общественных взаимоотношений, которые устанавливаются в результате максимального разделения труда. Украина, пока что, такого уровня не достигла.
Конечно, интеллектуалы в Украине уже есть. Как есть классы, есть разделение труда. Но они не манифестируют, они не на виду. Они пишут о Европе, достаточно развитой для интеллектуального вмешательства системе, они пишут об Украине 18-19вв., еще пока на тот момент развитой и требующей интеллектуального труда, они пишут о «Вымышленной Украине», приписывая ей нереальные и сложные качества, и сами же копаются в ее проблематике. Бывает, что украинский интеллектуал пишет о неинтеллектуальном, как Лина Костенко в «Записках». Но все это только потому, что дело Гонгадзе простое, однозначное и тем самым скучное для ума. А в остальном, с вымиранием старой интеллектуальной градации появились новые мальчики и девочки, выросшие и живущие в слишком простом мире с однозначными ответами. Наверно поэтому они вынуждены носить на футболках Мики Маусов (в 30-то лет!), в кайф писать на сайтах о «метаморфозах трансцендентной индульгенции», потому, что оказались вечными детьми в простом мире с полдником и компотом.
Есть выражение «народная мудрость», которой можно подписать большинство текстов в сфере современной культуры и Украины. А вот интеллектуалы, пока что, Украине не нужны потому, что проблемы Украины просты и очевидны, а выход и способ решения проблемы – это, извините, не в компетенции интеллектуалов.