Метро, которого нет: станция "Крещатик"

Станция "Крещатик", как и "Арсенальная", была открыта 6 ноября 1960 г. в составе первого пускового участка. Название станции произошло от ул. Крещатик, на которую выходит первый выход станции. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Единственная глубокая станция метро в Киеве, имеющая два выхода. Кроме того, на станции организована пересадка на станцию "Площадь Независимости" Куреневско-Красноармейской линии. С востока к станционным путям примыкает служебная соединительная ветка идущая к станциям "Площадь Независимости" и "Кловская".

Фото: tov-tob.livejournal.com

Архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков, Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной.

Скульпторы: И. Макогон, А. Нименко.

Художники: О.Грудзинская, Н.Федорова, Г.Шарай.

Пассажиропоток на текущий момент составляет 39,1 тыс. пассажиров в сутки (на вход; сколько перемещается через пересадку неизвестно).

22. Возможные эскизы станции конкурса 1952 г.:

Фото: tov-tob.livejournal.com

23.

Фото: tov-tob.livejournal.com

24.

Фото: tov-tob.livejournal.com

25. В ходе проведения в 1958 г. нового конкурса для дальнейшей работы были отобраны два эскиза. Первый принадлежал Киевгипротрансу (авторы: Г. Гранаткин, С. Крушинский при участии Н. Щукиной):

Фото: tov-tob.livejournal.com

26. Второй был разработан киевским отделом Метрогипротранса и Академией строительства и архитектуры УССР (авторы: А. Добровольский, В. Елизаров, Н. Коломиец, Ю. Кисличенко, И. Масленков при участии Ф. Зарембы). Сейчас фактически мы видим компиляцию этих двух эскизов.

Фото: tov-tob.livejournal.com

27. Макет отделки станции. Барельеф в торце станции впоследствии был заменен гербом УССР. Чем были вызваны подобные изменения (планы по постройке второго выхода, очередная волна борьбы с архитектурными излишествами, идеология и т.д.) мы уже врядли узнаем, однако очевидно, что делать что-то сложное в торце станции просто не имело смысла, т.к. всего через 5 лет после пуска был открыт второй выход и торец центрального зала был демонтирован.

Фото: tov-tob.livejournal.com

28. Реальная отделка центрального зала станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

29. Один из вариантов наземного вестибюля:

Фото: tov-tob.livejournal.com

30. Эскиз реально построенного вестибюля:

Фото: tov-tob.livejournal.com

31. Строительство эскалаторного зала основного вестибюля (ул. Крещатик). Справа наклонный ход, слева будущие проходы из кассового зала:

Фото: tov-tob.livejournal.com

32. Кроме всего прочего, на заднем плане этой фотографии можно обнаружить старую телевышку:

Фото: tov-tob.livejournal.com

33. Вокруг эскалаторного зала начинают возводить остальную часть здания. Перед стройплощадкой видно городскую доску почета, которую позже демонтируют:

Фото: tov-tob.livejournal.com

34. Строительство здания вестибюля близится к завершению:

Фото: tov-tob.livejournal.com

35. Монтаж эскалаторов:

Фото: tov-tob.livejournal.com

36.

Фото: tov-tob.livejournal.com

37. Станция перед пуском. На заднем плане тот самый герб, который будет демонтирован через 5 лет перед открытием второго выхода:

Фото: tov-tob.livejournal.com

38. Пилон станции. Справа на заднем плане видно старые шестиугольные указатели на путевой стене:

Фото: tov-tob.livejournal.com

39. 6 ноября 1960 г. на станции прошел торжественный митинг, которым и был открыт метрополитен:

Фото: tov-tob.livejournal.com

40. Тогдашний секретарь ЦК КП Украины Н.В. Подгорный перерезает красную ленточку:

Фото: tov-tob.livejournal.com

41. Первые дни работы станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

42. На путевой стене, как и на всех станциях первой очереди, раньше была кафельная плитка. В 80-х годах ее заменили мрамором. На этом же фото можно заметить интервальные и суточные часы старого типа, а также асфальт, который ранее лежал вместо гранита в боковых залах станций первой очереди:

Фото: tov-tob.livejournal.com

43. Пилоны станции облицованы желто-розовым мрамором; со стороны центрального зала и платформ на пилонах размещены майоликовые вставки со сложными растительными орнаментами, сделанными по мотивам украинской ковровой орнаментики. Пол в центральном зале выполнен из серого гранита разных тонов; освещение закарнизное.

Фото: tov-tob.livejournal.com

44. На карнизах размещен врезной рисунок подсолнуха и кукурузы.

Фото: tov-tob.livejournal.com

45. На станции имеется майолика двух расцветок: с красным фоном и светлым рисунком (размещается в центральном зале) и с серебристым фоном и более темным рисунком (размещается в боковых залах). Композиции рисунков составлены из 11 типов плиток. Применение майолики внутренне связывает архитектуру станции с архитектурой послевоенного Крещатика, в которой также богато использована керамика и майолика. Композиции рисунков завершаются вентиляционными решетками из анодированного алюминия, которые воспринимаются как золотая бахрома ковров.

Фото: tov-tob.livejournal.com

46. В центральный зал станции выходят 6 проходов-галерей, по которым можно перейти на станцию "Площадь Независимости". Проходы по 2-му пути (в сторону "Театральной") были открыты 17 декабря 1976 г. одновременно с пуском "Площади Независимости" (в те времена "Площадь Калинина") и соединены с ней эскалаторным тоннелем. Проходы по 1-му пути, ведущие на длинный пешеходный переход, были дополнительно построены из-за того, что первый пересадочный узел в часы пик не справлялся с пассажиропотоком, и открыты 3 декабря 1986 г.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Фото: tov-tob.livejournal.com

48. Вестибюль станции в первые годы работы:

Фото: tov-tob.livejournal.com

49. На верхнем этаже располагался ресторан "Метро":

Фото: tov-tob.livejournal.com

50. Кассовый зал станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

51. Эскалаторный зал вестибюля облицован яркой цветной глазурованной плиткой . Стены завершаются карнизом в виде орнамента, за которым смонтирована закарнизная подсветка зала.

Фото: tov-tob.livejournal.com

52. 4 сентября 1965 г. на станции был открыт второй выход, состоящий из двух наклонных ходов. Из промежуточного вестибюля имеется выход на ул. Городецкого (был открыт в 1970 г.), верхний вестибюль выходит на Институтскую ул. Эскиз верхнего вестибюля:

Фото: tov-tob.livejournal.com

53. Вестибюль первые годы работы:

Фото: tov-tob.livejournal.com

Автор: Олег Тоцкий (tov-tob.livejournal.com). Источник: Метро, которого нет: станции "Арсенальная" и "Крещатик"

Фотоблоги Фотоблоги , Фотоотчеты о самых интересных уголках нашей страны и целого мира
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram