Большинство протестов парламентской оппозиции последних лет заканчиваются беспредметно и не несут в себе никакой деятельной составляющей. То есть, вместо борьбы за свои права и государство, людей принуждают выходить на улицу просто для того, чтобы лишний раз посмотреть на господ лидеров. И после этого мирно разойтись по домам.
Протест сливает сама оппозиция, хотя провоцирует и нагнетает ситуацию сама власть. Причем, правящей Партии регионов в этих раскладах места тоже нет, поэтому напрасно ее вожди надеются на милость «доброго царя» после референдума, который будет в скором времени проведен.
Общественные лидеры пока не понимают своей силы, бегая в штабы партий и к политикам. На самом деле сейчас главное – не вляпаться в тот политический бренд, доверия к которому на самом деле у людей нет. Большая часть украинцев не любят парламентскую оппозицию – но они просто ненавидят «регионалов» и коммунистов.
Что касается общественных лидеров вроде Навального, Собчак и других в Украине. Не секрет, что большинство российских внесистемных оппозиционеров – люди не бедные и даже весьма обеспеченные и медиа-ресурсами, и финансовыми. Они умело используют инструменты краудсорсинга и фандрейзинга и пользуются благосклонностью более-менее оппозиционной прессы.
В Украине все наоборот. Большинство СМИ сотрудничают и работают лишь с признанной парламентской оппозицией хотя бы потому, что эти СМИ принадлежат членам этой команды или лояльны к ним. Гражданским лидерам и активистам остаются лишь блоги и редкие статьи, эфиры на каналах второго эшелона.
Кроме того украинский бизнес пока не привык ставить на общество, а не политиков. В украинских навальных и собчак никто из олигархов и бизнесменов не вкладывает большие деньги, потому что пока не может оценить окупаемость инвестиций и их эффект.
Благодаря отсутствию каких-либо серьезных ресурсов и поддержки со стороны пускай даже нелояльного к власти бизнеса, гражданский протест и внесистемная оппозиция в Украине пока что не может родиться и стать на ноги. Проблема в донесении информации, в позиционировании, в стратегии и в уверенности в себе. Если нет поддержки, то и нет уверенности. Если нет рычагов и ресурсов, то реализация даже самой хорошей и дальновидной стратегии оказывается под угрозой. А общественное сознание еще не достигло того уровня развития, чтобы граждане сами финансировали свои же инициативы так же массово и обширно, как это делают олигархи в отношении политиков.
Вопросов пока что больше, чем ответов. И пока бизнес и СМИ не переориентируются на общественное движение, на отвлеченные от политики и дрязг социальные и развивающие инициативы – Навальный, Собчак, Яшин, Кац и многие другие в Украине не появятся. Хотя, в конце концов, Средневековье длилось тоже не один год…