Вложения дают очень хорошую прибавленную стоимость и потому инвесторы проекта «Савченко» продолжат его развивать. Более того, само заключение в СИЗО может стать толчком для роста её популярности и повышения внимания общества к озвучиваемым ею месседжам.
Поэтому нужно подготовиться к продолжению сериала «Casus Savchenko». Но что ещё более важно – извлечь уроки из уже отснятого материала.
Для тех, кто уверен в том, что Савченко – талантливый политик-самородок и сделала сама себя: вспомните, как по прибытию в Украину из российской тюрьмы у неё практически отсутствовали ораторские навыки, политическая грамотность, эрудиция и другие качества, необходимые публичному политику. Поэтому с ней всё это время работали – для обретения ею ораторских навыков, продвижению её месседжей в информационном пространстве, подготовки качественных агитационных видеороликов, на данном этапе – для привлечения в суде квалифицированных адвокатов и т.д. И СБУ, и Генпрокуратура уже указали, кто именно поддерживает и «раскручивает» Савченко – это организация «Украинский выбор» Виктора Медведчука. Генпрокурор Луценко пообещал предоставить доказательства этого и возбудить уголовное дело.
Кроме того, экс-нардеп уже неоднократно сталкивалась с крупными неприятностями в своей карьере. В частности, у неё забрали мандат депутата ПАСЕ, она лишилась членства в партии «Батькивщина», потом она была исключена их одноименной фракции, а совсем недавно – исключена из парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. И после всех этих ударов ей удалось не только удержаться на плаву, но и сохранить рейтинг своей узнаваемости и определённой поддержки в обшестве.
Из истории с Савченко (которая пока далека от своего финала) политикам, обществу и спецслужбам необходимо извлечь уроки. Назову лишь два из них. Во-первых, нельзя создавать из политика кумира, чтобы потом не было больших разочарований. Тем более, что Савченко - не первый опыт создания в последние годы такого кумира с последующим его полным развенчанием. Первым этот путь прошёл Михеил Саакашвили. Приглашённый в Одесскую ОГА как чудо-реформатор с амбициозными планами превращения Одессы в новый Дубай, меньше чем через три года апатрид Саакашвии был депортирован из страны.
Во-вторых, спецслужбы должны гораздо более внимательно и основательно контролировать людей, освобождённых из российского плена. Поскольку та же Савченко с самого начала делала заявления и давала оценки, противоречащие позиции Украины в конфликте с Россией, зато полностью созвучные позции Москвы. Как правильно заметил Генпрокурор Луценко, она возвратилась из тюрьмы в РФ «напичканная российской пропагандой». Эти же установки Кремля Савченко озвучивала все время пребывания в Украине, озвучивает их сейчас. А помимо заявлений ещё ж были и тайные встречи с лидерами «ДНР»-«ЛНР» в Минске при посредничестве ФСБ России, такие же тайные вояжи на неподконтрольную территорию для встречи с этими же персонажами и т.д…
Сегодня на эфире 112 канала журналисты спросили, какую позицию по делу Савченко займёт Запад. Он уже занял – традиционную с важным нюансом. Традиционность в юридической оценке Запада дела Савченко заключается в том, что есть ключевое требование как в деле Саакашвили, так и в деле Савченко – чтобы права обвиняемых были соблюдены. В частности, чтобы до решения суда Савченко не называли виновной в тех очень серьёзных преступлениях, которые ей инкриминируют: её юридический статус – обвиняемая. Со всеми вытекающими последствиями.
Важный политический нюанс позиции ЕС в том, что неделю назад страны Евросоюза договорились не поддерживать политиков-популистов в Украине. Поскольку ярким примером последних и является Савченко, то не стоит ожидать того, что ЕС станет «копья ломать» в защиту её позиции.
Что, впрочем, не отменяет необходимости для отечественных правоохранительных органов пребывать в постоянном контакте со своими западными коллегами. И доносить, доходчиво объяснять, аргументировать свою позицию в деле Савченко. К слову, подобную активность, только в гораздо бОльших масштабах стороне обвинения следует проводить и здесь в коммуникации с обществом. Потому что вопросов у него по столь резонансному делу с такими серьёзными обвинениями у общества остаётся очень много.