Хотите пример? Пожалуйста! В конце мая сего года в Верховную раду был внесен законопроект №2182а "О размещении наружной рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов", разработанный депутатом-регионалом Антоном Яценко. Данный господин широко известен общественности как большой эксперт в области тендерных закупок, а с недавнего времени – и как революционер оценочного рынка.
Среди прочего законопроект Яценко предложил полностью запретить размещение наружной рекламы над проезжей частью автомобильных дорог общего пользования и улиц населенных пунктов, в зонах транспортных развязок, мостов и местах концентрации ДТП, а также в зонах отведения автодорог. И направлен, как говорится в пояснительной записке, на "повышение безопасности дорожного движения и приведение законодательства в соответствие с нормами стран ЕС".
Как заявил глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко, данное предложение прямо ведет к уничтожению рынка – принятие закона упразднит до 90% рекламы на трассах и 60% рекламы в городах. При этом, никаких аргументов о том, что именно реклама является виновником ДТП и, тем более, что скандальный законопроект соответствует нормам ЕС приведены не были. В статистике ГАИ такая причина ДТП как «наружная реклама» отсутствует в принципе, а данные социологических исследований свидетельствуют – наружная реклама не рассматривается автовладельцами как сколько-нибудь существенный фактор опасности.
О нелепости законопроекта заявили даже его однопартийцы. Особенно те которые (в отличии от Яценко) состоят в подкомитете по рекламе парламентского комитета по вопросам информации и свободы слова. Перед этими событиями они долго и тщательно прорабатывали с рекламистами компромиссный законопроект № 0944 «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе», который и должен был привести к разумному ограничению и регулированию наружной рекламы. И совершенно не для того, чтобы все перечеркнул залетный проект Яценко. Даже регионалка Елена Бондаренко, первый замглавы профильного комитета, выразила сомнения в готовности депутатов поддержать его предложения.
То, что это не самодеятельность отдельно взятого депутата, а чья то высшая воля, стало понятно 26 июня: Кабмин одобрил законопроект, идентичный яценковскому. Зачем власти «убивать» наружную рекламу точно неизвестно. Есть версия, что таким образом хотят имитировать борьбу с чудовищными показателями ДТП, отвлекая внимание общественности от главных проблемы – дырявых дорог и коррумпированных гаишников. Причем правительственная пресс-служба опять повторила популярную ныне песню о новациях «направленых на адаптацию украинского законодательства к стандартам ЕС».
Тут уж не выдержали сами европейцы. В октябре Европейская Бизнес Ассоциация (ЕВА) обратилась с открытым письмом к Главе Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины и Министру внутренних дел Украины с требованием отклонить оба законопроекта-близнеца. В противном случае «компании с иностранными инвестициями будут вынуждены обратиться за поддержкой к правительствам своих стран по решению ситуации или вообще свернуть свой бизнес в Украине, что, очевидно, может негативно сказаться на международном имидже Украины как инвестиционно привлекательного государства», — говорится в обращении.
Тут следует сделать небольшое пояснение – крупнейшие операторы украинского рынка наружной рекламы в действительности являются украинскими подразделениями международных компаний. И очень наивно было бы полагать, что инвестировав в этот бизнес сотни миллионов, они раскаются в своем многолетнем несоответствии видению стандартов ЕС господина Яценко и его правительственных единомышленников, за собственные деньги демонтируют конструкции, спакуют чемоданы и мирно последуют в сторону Борисполя. Как бы не так! Инвестиции в рисковые экономики типа Украины делаются только тогда, когда есть воля и возможность их защитить.
И предупреждение Европейской Бизнес Ассоциации, равно как и аналогичное по смыслу заявление Американской торговой палаты (АСС) было истолковано законотворцами правильно – оба законопроекта на конец октября были отозваны.
Рекламисты уже было возрадовались и готовились реализовать второй пункт рекомендаций ЕВА – создать для диалога с украинскими парламентариями Координационную группу, к которой привлечь международных экспертов с целью совершенствования рекламной отрасли и сферы внешней рекламы. Но …не успели – в начале ноября появился новый законопроект (№ 3566) со старым назанием "О размещении наружной рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов" и аналогичным яценковскому «шедевру» содержанием.
Изменился только авторский коллектив – на сей раз лавры борцов за «стандарты ЕС» примерили регионалы Александр Пресман и Владимир Струк. По извращенной логике замыслителей все красиво получилось – вроде и требования ЕВА с АСС выполнили (международного скандал избежали), и при этом свой законопроект реинкарнировали (хоть и под другими фамилиями). Но все же, кажется, подобная страусиная маскировка вряд ли будет оценена иностранным деловым сообществом.