Миф — налог на прибыль является бюджетообразующим
Ключевой аргумент сторонников сохранения налога на прибыль, в частности, Минфина, — это то, что налог является бюджетообразующим. Давайте попробуем разобраться, так ли это. Согласно статистике Минфина, по итогам 2014г. доля поступлений от этого налога в консолидированном бюджете составила менее 9%. За последние 4 года она упала на 5%, и есть основания полагать, что в ближайшей перспективе сохранится тенденция к ее снижению. Экономика Украины находится в состоянии рецессии (падение ВВП в 1-м квартале — 17,2% г/г), и говорить о восстановлении пока не приходится. В таких условиях финансовые показатели корпоративного сектора будут падать, компании будут вынуждены оптимизировать расходы, чтобы выжить во время кризиса.
Дальше – только хуже
Согласно данным Госстата, по итогам 2014 г. 33,7% предприятий зафиксировали убыток до налогообложения, в 1-м квартале 2015 г. эта цифра возросла до 46,6%, общий финрезультат до налогообложения составил -385,9 млрд. грн. Это официальная статистика, которая учитывает все зарегистрированные юридические лица. Данных о том, сколько из этих предприятий реально работающие, нет, естественно, нет и статистики по количеству искусственно убыточных предприятий. По словам представителей Минфина, сегодня налог на прибыль платит порядка 5-10% всех предприятий.
Реальность такова, что бизнес предпочитает оптимизировать расходы, чтобы не платить налог. В текущих условиях существует мало преград для обналичивания средств компаний и вывода прибылей за границу. Любой желающий этим пользуется. Налог на прибыль платят главным образом в 3-х случаях:
чтобы получить от государства возмещение НДС;
при распределении прибыли в виде авансовых платежей;
при нежелании связываться с проверками, если заплатить налог будет дешевле.
В результате:
укореняется мнение «налоги платят дураки»;
украинская экономика недополучает инвестиции (пока в стране идет война, внешние инвестиции не придут, поэтому в текущих условиях так важно аккумулировать внутренний ресурс. Прибыль предприятий является сегодня практически единственным источником финансирования инвестиционных программ);
Бюджет недополучает налоговые поступления.
Что делать в такой ситуации?
Когда экономика находится в состоянии кризиса, стимулирующая функция налогового режима должна превалировать над фискальной.
Мы предлагаем, в качестве инструмента стимулирования, заменить налог на прибыль налогом на распределенную прибыль. Налог на распределенную прибыль не касается дивидендов и является налогом исключительно для предприятия. Как вариант, можно предоставить бизнесу право выбора — платить налог на прибыль либо налог на распределенную прибыль.
Замена налога на прибыль компаний налогом на ее распределение может привести к быстрой модернизации предприятий и взрывообразному росту экономики.
Ожидаемые результаты:
рост оборотных средств предприятий;
запуск экономики;
ликвидация схем по оптимизации (не смысла «оптимизировать» то, чего нет);
детенизация всего объема теневой прибыли — ориентировочно 200 млрд. грн. «В тени», по оптимистичным оценкам, находится 34% номинального ВВП, доля прибылей компаний в ВВП, по данным Госстата, составляет 25-30%. После отмены налога на прибыль схемы по оптимизации потеряют смысл, таким образом, ожидаем детенизации всего объема теневой прибыли.
сокращение объёмов и, соответственно, рынка обналичивания, удорожание услуг по обналичиванию, сжатие теневой экономики. Трансформация налога на прибыль в налог на распределяемую прибыль приведет к значительному сокращению рынка оптимизации налогов. Параллельно, вероятнее всего, Нацбанк будет проводить политику по переводу всех расчетов в электронную форму и сокращению использования наличных. Все это в совокупности приведет к росту стоимости услуг по переводу безналичных средств в наличные.
Эффект от налога на распределенную прибыль будет зависеть от структуры распределения прибыли.
Безусловно, предприятие может оставить всю прибыль нераспределенной и положить ее, например, на банковский депозит или направить на расходы, не связанные с инвестициями. Однако маловероятно, что так поступят все предприятия. В среднем по экономике, распределение средств приведет к относительно пропорциональному использованию прибыли.
Мы оценили эффект для экономики и бюджета в перспективе 5 лет при условии следующей структуры использования прибыли в 1-й год реформы: 15% к распределению, 30% на инвестиции, 15% на депозит, 40% нераспределенной прибыли выводится на личное потребление.
Считаем, что инвестиции и часть средств с депозитов, которая вернется в экономику в виде кредитов, будут направлены на модернизацию производства. В результате будет происходить наращивание производства, рост реализации продукции, создание дополнительной добавленной стоимости, новых рабочих мест. Уже через год средства вернутся в Бюджет в виде дополнительного НДС, налогов с ФОТ, НДФЛ. (см. Приложение 1)
Отмена налога на прибыль приведет к недополучению Бюджетом 25 млрд. грн. в 1-й год реформы, однако в перспективе 5 лет позволит дополнительно генерировать 276 млрд. грн. в виде налогов с дополнительного ВВП.
Эстонская модель vs Гонконгская модель
Уход от налога на прибыль – мировая практика. На сегодняшний день Украина может использовать две модели, так называемую эстонскую и гонконгскую. Их отличие заключается в походе к отнесению затрат. В Эстонии есть понятие условно—распределяемой прибыли (расходы, не связанные с хоздеятельностью компании), которая жестко контролируется и учитывается при расчете базы налогообложения для взимания налога на распределенную прибыль. В Гонконге же ограничений на затраты нет. На расходы могут относиться траты в интересах акционеров компании.
Гонконгская модель, безусловно, более либеральная, поскольку предполагает отсутствие любых налоговых проверок. Это, в свою очередь, устраняет злоупотребления со стороны контролирующих органов, существенно экономит затраты бизнеса, сокращает расходы Бюджета на содержание ГФС.
Основной риск при реализации Гонконгской модели — то, что компании смогут списывать на расходы личные траты акционеров (отдых, недвижимость, предметы роскоши и т.д.), и в результате налог на распределенную прибыль платить никто не будет. Но в этом нет ничего страшного.
Хуже чем есть, точно не будет
Сегодня возможности по оптимизации и вывода прибыли есть у всех. Но мы имеем реальный шанс максимально упростить налоговую и учетную систему, вернуть доверие между государством и налогоплательщиками.
А отсутствие доверия к государству — одна из причин оттока капитала.
Создав максимально простые и прозрачные условия для бизнеса, мы привлечем внимание и внешних инвесторов. Если эта идея понравится нам, то им она точно понравится.
Приложение 1
Описание модели
Составлена финансовая модель, которая показывает экономический эффект от замены налога на прибыль налогом на распределенную прибыль.
Основная цель — оценить:
1. поступления в Бюджет от налога на распределенную прибыль;
2. объем дополнительных инвестиций в экономику и объем дополнительно созданного ВВП за счет допинвестиций;
3. поступления в Бюджет од дополнительного НДС;
4. поступления в Бюджет от дополнительных налогов с ФОТ.
Допущения в расчетах:
1. Ставка налога на прибыль (до реформы) – 18%
2. Ставка налога на распределенную прибыль – 15%
3. Ставка налогов с ФОТ (ЕСВ работодателя, ЕСВ работника, военный сбор, НДФЛ) – 56,6%
4. Ставка НДФЛ – 15%
5. Ставка дисконтирования – 18%
6. Рентабельность налогооблагаемой прибыли — 15%
7. Доля добавленной стоимости в выпуске – 45%
8. Доля оплаты наемного труда в добавленной стоимости – 50%
9. Доля НДС в ВВП – 9%
В модели допускаем, что вся полученная прибыль компаний будет распределяться следующим образом:
- 15% к распределению;
- 30% на инвестиции;
- 15% на депозит;
- 40% нераспределенной прибыли остается в компании, однако расходуется на личное потребление собственников.
Оценка всей налогооблагаемой прибыли осуществлялась исходя из прогноза ВВП на 2016 г. (-2% г/г изменение реального ВВП) и доли прибыли в номинальном ВВП.
1. Поступления в Бюджет от налога на распределенную прибыль оценивались исходя из доли прибыли направленной на распределение (допущение — 15%) и ставки налога на распределенную прибыль (допущение — 15%).
2. Объем дополнительного ВВП был рассчитан исходя из объема потенциальных инвестиций и оценочной прибыли на инвестиции.
Потенциальные инвестиции в экономику:
1. 30% от всей прибыли компаний;
2. часть средств, размещенных компаниями на депозитах, вернутся в экономику в виде кредитов и будут направлены на инвестиции.
Допускаем, что дисконтированный срок окупаемости инвестиций составит 5 лет. Следовательно, в перспективе 5 лет будет генерирована дополнительная прибыль на инвестиции, доходы компаний возрастут. В процессе создания доходов будет создана дополнительная валовая стоимость, доля в выпуске которой оценивается на уровне 45% (расчеты на основании данных Госстата в ретроспективе). Соответственно, это и будет дополнительный ВВП.
3. Объем дополнительных поступлений в Бюджет от НДС рассчитан исходя из дополнительно созданного ВВП и доли НДС в ВВП (9%).
4. Считаем, что модернизация и расширение производства потребуют создания новых рабочих мест, увеличения ФОТ. Это в свою очередь будет стимулировать рост поступлений в Бюджет от ЕСВ и НДФЛ ( исходя из ставки 56,6% от ФОТ).
Оставшиеся 40% нераспределенной прибыли останутся в стране, поскольку вывод прибыль за границу потеряет смысл. Допускаем, что треть из них все же будет выведена, например, для покупки элитной недвижимости за рубежом, отдыха. Остальная же часть останется в Украине. Это будет стимулировать потребление и покупку недвижимости внутри страны. В Бюджет дополнительно будут генерированы НДС и НДФЛ.
Текст впервые опубликован на VoxUkraine