На кону - 5500 гектар земли, коровники, зернохранилища. Все оказалось передано в доверительное управление обществу с ограниченной ответственностью, учредителем которого выступил чеченский гражданин, прописанный в Грозном, по совместительству – заместитель директора ГП. Директор уволен. Его сменщик не может принять дела, попасть на предприятие, из которого, на его глазах, уже бывший директор вывозит 500 тонн подсолнечника.
Пока в центре ведутся споры о приватизации, на местах торопливо растаскивают, что осталось. Слишком много чиновного люда и аффилированных коммерсантов присосались к кормушке – невозможно отодрать. Доходит до смешного: уволенный месяц назад директор госпредприятия «Спецагролизинг» как уехал с работы сразу на двух служебных машинах, так и пропал – дорогу назад, видать, забыл. Милиция же не видит факта угона, забывчивость - не преступление.
Логика процесса понятна. Бюрократы будут выдаивать госпредприятия, пока пустые юридические оболочки без собственности, обремененные долгами, не останутся висеть на шее бюджета, как дохлые мухи в паутине. Все это время в информационное пространство будет вбрасываться пафосная ерунда о государственных интересах, возрождении госсектора экономики, программах, кредитах и тому подобное. Все ради того, что бы вдолбить людям нужный месседж об ужасах приватизации, а сами граждане продолжали оплачивать этот банкет из своих налогов.
Приватизация госпредприятий блокируется на всех уровнях. Верхи не устраивает цена, низы устраивает все как есть – интересы в сохранении status quo совпадают. Пока правительство размышляет, как бы это так все очень дорого продать, продавать станет нечего, ибо цена банкроту – копейка.
Из 3000 украинских госпредприятий условно работает 1800. 1200 – уже дохлые высосанные мухи, их путь на свалку, на ликвидацию. На сто крупнейших предприятий приходится 90% стоимости государственных активов. Логика вдумчивой приватизации для этой золотой сотни понятна: это продажа ради пополнения государственного бюджета. Но остальные 1700?! Они не приносят прибыли, они погрязли в коррупции. Смысл их приватизации – искоренение коррупционных схем и сокращение госаппарата, обслуживающего эти схемы.
Возникает несколько логичных вопросов. Сколько из них будет приватизировано в этом году? Сколько будет хотя бы передано Фонду госимущества? Рискну предположить, что из сферы управления Минагрополитики – не больше 20 предприятий. И это передано, а не продано. Сегодня законодательно вся приватизационная процедура выписана так, чтобы максимально затормозить процесс. Кто будет в здравом уме приватизировать 5000 гектар, с каждого из которых можно получить 200-300 долларов теневой прибыли? 100-200 тысяч долларов взятки в год - какой чиновник зарежет такую курочку?
Программа приватизации на 2015 год уже сорвана. Группа финансовых аналитиков Минагрополитики уже может это уверенно констатировать, поскольку ведомство дальше других продвинулись на этом пути, и уже уперлось в чиновничьи заслоны. Думаю, коллеги из других министерств скоро придут к тем же выводам.
Единственный выход: решительное ускорение и упрощение процесса приватизации для недорогих и небольших госпредприятий.
В случае сельхозпредприятий сегодня существует две основные проблемы:
1) активы предприятий не оформлены, имеют документы старого образца;
2) многие отрасли занесены в списки запрещенных к приватизации, что препятствует процедуре распаевания.
Если у предприятия нет земельного банка, но есть строения и другие неоформленные активы, продать его сейчас невозможно. Эксплуатировать можно. Воровать можно. Продать нет! Зачастую есть документы старого образца и другие подтверждающие право пользования активами, но оформлять их директора не спешат. Хоть расстреливай, хоть увольняй. Никто не будет пилить сук, на котором сидит, приближая приватизацию, а значит собственное увольнение частным собственником.
В это связи есть простое предложение – продавать на открытом конкурсе как есть, с установлением переходного периода в полгода-год для оформления новым собственником активов по требуемому образцу. Уверен, новый, заинтересованный владелец сделает это в кратчайшие сроки.
Вторая проблема еще более искусственна. Если у предприятия есть виноградник или, не дай Господи, слово «племенной» в названии, его нельзя распаевать. Обязательно нужно индивидуальное решение Кабмина, и потом - корпоратизация. Корпорация с виноградником. Размещение акций. Много интересных, трудоемких, денежных и главное продолжительных во времени процессов, ради одного – отодвинуть трудовой коллектив от земли и поиграть в продажу акций. В чьих-то интересах, конечно. Вся игра строится вокруг земли. При корпоратизации есть варианты передать покупателю и право пользования землей! и это стоит больших денег. А трудовой коллектив останется ни с чем.
Решение этой проблемы проще, чем кажется. Необходима политическая воля законодателей сделать шаг в сторону социальной защиты трудящихся на селе – дать им прямую и справедливую приватизацию через распаевание. Для всех госпредприятий агросектора, даже если там когда-то производили по военному заказу шелк для парашютов. Достаточно просто отменить требование корпоратизации для сельхозпредприятий с землей.
Быстрая и справедливая приватизация – необходимое условие искоренения коррупции в министерствах и повод для сокращения «эффективных» менеджеров и контролеров. Разогнать взяточников и дармоедов – это и есть та реформа, которую ждут от власти. И для этого нужно сделать усилие. Усилие на самом верху.