ГлавнаяБлогиБлог Александра Порады

ЖКХ или Жилищно-Коммунальные Хитрости

Заполняя каждый месяц квитанции на оплату коммунальных услуг, иной раз ловишь себя на мысли: «А откуда, собственно, берутся эти цифры?». Как и кем определяются тарифы? Кто решает, являются ли тарифы «экономически обоснованными»? И почему, если они «обоснованы», все расчеты не выставляются на суд общественности? Предлагаю Вашему вниманию самые загадочные, по моему мнению, вопросы, на которые уже который год никто не в силах найти ответы.

Фото: lg.ua

Почему в разных регионах Украины цены на одну и ту же услугу отличаются в несколько раз? Это можно было бы попытаться объяснить разными природными условиями, если бы речь шла об отличии на 20-30%, а не в 2-3 раза. И если всё дело в природных ресурсах, то почему кубометр воды в Украине стоит дороже, чем в Израиле (не стоит напоминать, сколько крови пролилось на Ближнем Востоке из-за «войн за воду»)?

Почему в Украине существует около 200 коммунальных предприятий, занимающихся централизированном теплоснабжением, и из них только половина имеет лицензию (хотя закон предполагает обязательное лицензирование)?

Почему при расчете тарифа на электроэнергию в себестоимость закладывается 20% потерь при транспортировке, хотя в СССР максимально допустимым был предел в 7%?

Остановимся пока на этом блоке вопросов… Такая разница в тарифах на одну и ту же услугу может быть объяснена либо неэффективностью работы, либо откровенным мошенничеством. Истина, как водится, где-то посередине…

Вопрос тарифной политики в сфере предоставления коммунальных услуг является наиболее чувствительным для регионов и болезненным для людей

Колоссальная разница в тарифах становится возможной только при отсутствии приборов учета. Для того, чтобы подсчитать реальные потери при транспортировке и КПД всей системы, необходимо установить приборы учета «на выходе» из места производства энергии (назовем ее условно «котельной»), «на входе» и «на выходе» из распределительного пункта, «на входе» в дом и каждую квартиру. На данный момент приборы учета есть только в квартирах (причем установлены они были за деньги жильцов, а не коммунальных предприятий, как должно было быть). Такое положение дел позволяет совершенно произвольно закладывать «потери системы» в себестоимость, и обязывать потребителя оплачивать все издержки транспортировки.   

При реализации этой схемы ресурс, списанный как «потерянный при транспортировке», необходимо как-то использовать – именно поэтому областные энергетики так тесно сотрудничают с владельцами некоторых предприятий или заправок. Получая этот списанный ресурс (например, газ), владельцы предприятий на бумаге осуществляют его покупку по цене 4000 грн за 1000 кубометров (именно такая цена установлена для предприятий). Вот такие вот сверхприбыли за наш с вами счет… И именно на этой схеме в Украине создавались миллиардные состояние хорошо известных всем олигархов.

Кстати, это тоже интереснейший вопрос – почему газ в Украине имеет 4 разные стоимости? Для населения 1000 кубов стоит 692 грн, для бюджетной сферы – 1500 грн, для частных лиц – 2500 грн и 4000 грн для промышленных предприятий. Почему выгодно искусственно завышать цену для промышленников – см. выше, парой строк ранее описано, как этот газ «покупается». Но ситуация, если вдуматься, абсурдная: представьте, если бы вы зашли в магазин за хлебом, а у вас спросили кем вы работаете и в зависимости от ответа назвали цену.

А вот и еще одна «газовая загадка»… В Украине есть собственный газ (добычей которого занимаются как государственные, так и частные кампании – правда все они обязаны продавать его исключительно «Нафтогазу» по цене 600 грн за 1000 кубометров) и импортированный (по 3200 грн за 1000 кубов). По последним экспертным оценкам в наших недрах находится 8-14 триллионов кубометров газа. На данный момент себестоимость добычи 1000 кубометров – 10-15$. Но именно из-за установленной государством цены в 600 грн за 1000 кубометров и монопольного положения на рынке «Нафтогаза» увеличивать объемы собственной добычи частным кампаниям невыгодно.

Вот поэтому мы и продолжаем оставаться в энергетической зависимости от России, что не пытаемся разрушить монополию на своем же рынке и увеличить добычу собственного газа. К слову, тот газ который продают предприятиям и населению, это смесь собственного и импортного, и нет в государстве большего секрета, чем баланс в этой смеси. Хотя в каком соотношении не складывай 600 и 3200, 4000 всё равно не получишь…

Признаю, всё изложенное выше, так сказать, «на любителя» – утомленный цифрами и жаждущий простых лозунгов читатель уже давно перешел на другую страницу и вряд ли дочитал статью до этих строк. Но для тех, кто всё-таки выдержал – пара простых и понятных (но оттого не менее обоснованных) тезисов.

  •     Справедливый тариф практически на все коммунальные услуги где-то на 35-40% ниже существующего. Справедливые тарифы не могут отличаться в разы, в зависимости от региона Украины.
  •     Монополия, существующая на рынке, является не только несправедливой, но и губительной для нашей экономики.
  •     Каждый гражданин имеет право выбирать поставщика тех или иных коммунальных услуг, и обязанностью государства является регулирование, а не монополизация этого рынка.
  •     На всех основных этапах транспортировки ресурса в квартиру потребителя должны быть установлены приборы учета – себестоимость и потери не могут рассчитываться произвольно.
  •     Необходимо увеличивать собственную добычу газа, и по возможности использовать более дешевые виды топлива.   

Пока же нас окружает система жилищно-коммунальных хитростей: тарифы непрозрачны (если не сказать произвольны), потери при транспортировке выгодно увеличивать, собственный газ добывать невыгодно… Абсурд. В общем, хотите поговорить о коррупции – переключитесь с темы тысячных взяток чиновникам на миллиардные схемы, описанные выше. 

Александр Порада Александр Порада , Генеральный директор ассоциации промышленных предприятий "Слобода", Харьков
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram