Всё это следствие разрушения в Украине монопольно-олигархической системы разделения труда

Еще лет так 20-23 назад, где были Сингапур и Китай, а где была Украина? Например, по уровню развития инфраструктуры и промышленности, а также по количеству инженерных и научно-исследовательских школ и центров. Где сейчас Китай с Сингапуром и где Украина? Чем объясняется такая колоссальная разница?

Фото: Макс Левин

Всё очень просто. Дело в том, что в Китае и Сингапуре есть национальные элиты, которые работают и зарабатывают вместе со страной. А у нас элиты не национальные, т.к. единственное, чем они занимаются – это транжирят приватизированное имущество, созданное еще при СССР, а также полученные здесь доходы вывозят в оффшоры. Соответственно Украина - загибается, превращаясь из европейской в африканскую страну, они отказывают государству в праве на будущее. В тоже время страны, которые умеют наращивать свои конкурентные преимущества в высокодоходных сферах, получают лучшее экономическое положение и доминируют над другими государствами, которые являются их экономическими партнерами.

Все наши правительства в этой части действовали с точностью наоборот. Поэтому сейчас и вовсе не осталось хоть сколько-нибудь заметной доли украинских товаров в мировом рынке наукоемкой продукции. Зато, например, такое небольшое государство, как Финляндия, в отличие от независимой Украины с 52-х миллионным населением, спустя 20 лет после распада СССР стала одной из самых инновационных держав мира. А наши традиционные научно-технические центры в Днепропетровске, Харькове, Донецке, Одессе, Николаеве и Киеве фактически ушли из рынков высокотехнологической продукции.

Поэтому мы быстро теряем рынки, из-за этого падают доходы, соответственно Кабмин не может выполнить социальные обязательства перед гражданами и, наконец, уже идет распад той системы разделения труда, которую с начала президентства Л.Кучмы строили олигархи в Украине. И все эти разговоры о трехзначной девальвации гривны, рекордной инфляции и новой волне рецессии – всё это следствие данной масштабной проблемы разрушения в Украине монопольно-олигархической системы разделения труда. И в этой ситуации возникают несколько принципиальных вопросов, неизбежен ли распад этой системы в Украине? Если – да, то, что и как мы должны делать? И какую новую национальную систему разделения труда выстраивать, или в какую глобальную систему нам надо встраиваться?

К сожалению, ответов на эти ключевые вопросы до сих пор нет. Хотя и нередко у нас проводятся различные конференции, «Круглые столы», в ходе которых обсуждаются эти актуальные и злободневные темы. И особенно, когда приватно встречаюсь с нашими политиками, то часто слышу от них: «Надо сделать так, чтобы…». И неизменно во время таких бесед им говорю: «А как вы сделаете именно так?».

В самом деле, они всегда говорят о ситуации, в которой нет одной единственной вещи – нет стратегии достижения поставленной цели, а без этого она превращается просто в мечту. И самое главное – они не понимают, как к этой цели прийти. Например, часть нашей производящей экономики, еще генерирует большие объемы денег, но как их использовать? На что их использовать? В частности, если сегодня мы говорим о производительности экономики, как о выработке на одного занятого – то это максимум 20-25% от американской. И это в черной металлургии! О чем дальше говорить, если в нашей экономике производительность труда 8-10% по отношению к американской?

Итак, что к сегодняшнему дню мы получили вместе с нынешней элитой в экономике Украины? Благодаря «профессионализму» предыдущих и нынешних властей и бизнес-элит все доходы будущих периодов мы уже потребили, теперь мы проедаем благополучие двух последующих поколений. Более того, на нуле причин элиты принесли в наш дом финансово-экономический кризис. Вот такие неутешительные предварительные итоги.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram