Однако, реалии сегодняшнего дня заставляют финансовые власти решительно менять роль Национального банка Украины. Судите сами. Чем больше будет работать Нацбанк по рефинансированию, тем меньше останется оснований для возвращения сбережений на депозиты в коммерческие банки, и тем труднее будет найти для них на внутреннем рынке стабильную базу фондирования с низкими ставками и на длительные сроки. В этой связи важно напомнить, что НБУ в 2014 году по сравнению с 2013 годом и так увеличил объем рефинансирования банков в 3 раза – до 222,3 млрд. гривен. В декабре 2014 года НБУ предоставил банкам наибольший объем рефинансирования в 42,9 млрд. грн, в том числе 32,2 млрд. грн кредитов овернайт, 7 млрд. грн кредитов через тендеры по поддержке ликвидности и 2,5 млрд. грн через операции прямого РЕПО. А теперь давайте порассуждаем. Чем масштабнее банковская система будет опираться на временный финансовый ресурс Национального банка, тем больше потенциальные вкладчики будут ощущать фактор нестабильности. И, замечу, на этом пути мы не новички. Это всё уже проходили и в Аргентине, и в Зимбабве и в ряде других стран. Не надо у них заимствовать далеко не лучшие методы работы в финансово-экономической сфере. Пора нашим финансовым властям обратить внимание на том, что НБУ давно уже перестал быть неким таким кредитором в последней инстанции, а превратился, наоборот, в такого себе повседневного кредитора для украинских коммерческих банков. И очень тяжелая ситуация с гривневыми сбережениями сформировалась далеко не вчера. Еще летом прошлого года надо было принимать действенные меры как Национальному банку, так и Кабмину А.Яценюка.
Ведь все финансовые и экономические сигналы с рынка тогда активно поступали. Шел мощный отток капитала из Украины и вкладчики массово забирали свои деньги с банковских депозитов. Однако, эти сигналы власти, видимо, предпочли не заметить. Поэтому к сегодняшнему дню наша банковская система в принципе «лягла», опершись исключительно на Национальный банк Украины, а теперь от него еще и требуют меры по дальнейшему рефинансированию коммерческих банков. И выходит Нацбанку деваться некуда? Видимо, да. Поэтому в январе текущего года НБУ снова предоставил рефинансирование 19 банкам в объеме до 12,770 млрд. гривен, а 19 февраля в который уже раз принял решение выделить Приватбанку еще 2,28 млрд. гривен стабилизационного кредита.
Где этот понятный и четкий предел? Ответа на этот вопрос пока нет, а он нужен, т.к. баланс стабильности и желания поддержать различные сектора экономики Украины очевидно должен быть смещен в сторону стабильности. Иначе не удастся сдерживать инфляцию, не будет финансовых сбережений населения и мы не сможем вернуться к экономическому росту. Вот здесь важно точечно и эффективно поработать нашим финансовым властям. И, думаю, за кое-что сильно пострадать.
Правда, цели В.Гонтаревой и А.Яценюка, как мы сегодня видим, носят разностный характер, даже при видимой общности. А ведь не только на валютном рынке, а и в магазинах уже паника. Чтобы эту панику остановить, властям сначала надо действовать, а потом демонстрировать спокойствие и выдержку. Однако действий нет. Есть лишь с их стороны попытки предпринять шаги, которые, возможно, будут признаны целесообразными.
А пока курс гривны к «американцу» продолжает валиться, а бензин и мясо неудержимо дорожать. Что ж, безнравственность и некомпетентность – это сегодня аксиома нашего потребительского выбора и на этом выборе дальше нам строить банковский бизнес? Или с моральной точки зрения назвать вещи своими именами и, как минимум, порицать их? Но главное – это вопросы выбора и подхода финансовых властей к будущим задачам и роли Национального банка Украины.