Также по прогнозу агентства S&P у нас кредитные потери увеличатся с 2,7% в 2013 г. до 5% в 2014-2015 гг. из-за неблагоприятных условий операционной деятельности, а также ухудшения экономических показателей и девальвации национальной валюты. К тому же, украинская банковская система в 2014-2015 гг. не сможет генерировать достаточную прибыль для нейтрализации растущих кредитных рисков и будет демонстрировать убытки.
По совокупности факторов текущая ситуация в Украине очень сложная. И то, что покажет наша экономика, мы узнаем только через несколько месяцев. Боюсь, будет мало оптимистичного в отношении данных промпроизводства, инвестиций, розничной активности, внешнеторговой деятельности и т. д. Поэтому сегодня очень важно обнажать главное существо наших проблем. И одна из ключевых для украинской экономики проблем – это банки, в которых скопились проблемные активы. Украинским банкам, по оценкам международного рейтингового агентства Fitch, пока не удалось добиться прогресса в сокращении объемов проблемных кредитов.
Объем бесперспективных кредитных активов в портфелях коммерческих банков остается на уровне 45% - 50%. Так, по итогам II квартала 2014 года общая численность так называемых неработающих (проблемных) кредитов во всей банковской системе Украины составила 47,02%, т.е. общая сумма проблемных активов составляет 240 млрд. гривен. Это очень большой рост объемов проблемной задолженности. Ведь еще два года назад по данным НБУ сумма просроченных кредитов юридических лиц в банковской системе Украины составляла 65,175 млрд. гривен (13,3% кредитного портфеля), а объем просроченных кредитов физических лиц достигал 21,332 млрд. гривен (9,8% кредитного портфеля).
Также по оценке отечественного рейтингового агентства «Кредит-рейтинг» максимальный удельный вес в общем объеме проблемной задолженности приходился на крупнейшие города и прилегающие к ним области: Киев и Киевская область (57,4%), Днепропетровская область (6,85%), Донецкая область (6,81%), Харьковская область (4,86%), Одесская область (3,09%). В сумме просрочка по этим регионам составляла 79% от общей суммы просроченной задолженности юридических лиц. Высокий уровень просроченной задолженности по отношению к объему выданных в области кредитов наблюдался в Черновицкой области (48%), Николаевская (28,85%), Луганская (23,34%), Закарпатская (21,06%), Винницкая (19,69%), Ивано-Франковская (19,61%) области.
Признавая высокие уровни просроченной задолженности, банки вынуждены также замораживать собственные ресурсы в резервах. Уже сейчас более 50 банков сформировали резервы на более чем 20% своего кредитного портфеля. Ситуация вокруг стрессовых активов в банковской системе Украины вселяет большую тревогу и эта ситуация может еще резче измениться к худшему уже в ближайшее время. Потому что всё дороже становится обслуживать и так дорогие пассивы, а активов катастрофически не хватает из-за проблем надежности заемщиков и достаточно высоких процентных ставок по кредитам. И такие банки стремительно приближаются к кассовому разрыву. Да и как можно давать деньги в кредит, когда нет активов?! Следующий шаг – банкротство таких банков.
Более того, по итогам проведенного стресс-теста НБУ, 10 из 15 крупнейших наших банков оказались вне зоны устойчивости. Их потребность в докапитализации превысила 30% от размера собственного капитала на 1.09.2014 г., подтверждая неспособность данных банков нормально функционировать. Только 5 крупнейших банков прошли тест Нацбанка, в ходе которого оценивалась способность финучреждения выполнить требования по капитализации при 30% девальвации (на момент запуска теста курс был около 11 грн. / $1) и увеличении проблемного портфеля кредитов до 30% баланса. Девальвация уже превысила «заложенные» в стресс-тесте НБУ 30%, а доля проблемных кредитов в банковском портфеле по оценке рейтинговых агентств уже превысила 50%. Результаты стресс-теста второй группы банков должны быть 30 сентября этого года. А за этим последует 3-4-я группы кредитных учреждений. И вот здесь и начнется основной процесс банкротств.
Итак, сегодня ни банки, ни наши граждане не знают: что делать? Денег нет ни у тех, ни у других. Так зачем опять выдавать кредиты, если население «на мели». И зачем снова брать взаймы, если и так сидим в долгах. Выходит – замкнутый круг.