Фактор времени работает против нас. Далее только цифры – например, сегодня в Украине сделки с сельхозпродукцией на биржевом рынке составляют всего лишь немногим более 1%, тогда как в США – более 90%. У нас посредники-спекулянты зарабатывают от этих сделок до 19%, а в США – 1,2-1,3%. С принятием этих законопроектов мы поможем сельхозпроизводителям (фермерам) не отдавать как минимум 10% от ими же заработанного, уменьшив комиссию посредников за счет прозрачного и справедливого формирования цены на аграрной бирже.
Поэтому все чаще ведущие эксперты страны стали утверждать: необходимо срочно менять отношение банковской системы к сектору АПК Украины. Потому, что аграрный сектор украинской экономики и финансовый рынок живут по законам логики, и долго терпеть грубые ошибки и просчеты финансовых властей не могут. Однако с начала нулевых годов и до сих пор наши народные депутаты и КМУ никак не хотят принимать два важнейших законопроекта «Про товарний біржовий ринок» и «Про фінансові похідні (деривативи)». Принятие этих двух важнейших законов особенно позитивно отразилось бы на развитии украинского аграрного рынка.
Однако, невзирая на отсутствие законодательной базы, ПАО "Аграрный фонд" с 1 сентября 2014 г. начал форвардные закупки зерна урожая 2015 года. Объектом закупки являются пшеница 2, 3, 4 классов, рожь 1, 2, 3 классов и ячмень 3 класса. Общий объем закупок составляет 1,2 млн. т. зерна, минимальная закупочная партия пшеницы и ячменя – 100 т., ржи – 50 т. Окончательный расчет будет осуществляться по рыночным ценам на момент поставки зерна за вычетом выплаченных ранее авансовых платежей и фиксированной скидки с одной тонны в пересчете согласно поставленного объема. Также Аграрным фондом уже заключены форвардные контракты на поставку 67 тыс. т зерна урожая 2015 года, из которых за 55 тыс. тонн уже выплачены авансовые платежи на общую сумму 34 млн. гривен.
Во всем мире традиционно операции на срочном рынке являются более выгодными по сравнению с операциями на рынке базового актива, например, пшеницы, ячменя, кукурузы и прочее. Это связано не только с «эффектом плеча», но и с отсутствием транзакционных издержек, возникающих при проведении операций на рынке базового актива (плата за использование кредитных ресурсов и оплата депозитарных и расчетных услуг). Наиболее важной частью таких сделок, заключаемых на срочном рынке, является их исполнение в определенную дату в будущем на условиях, оговоренных в момент заключения. Развивая рынок фьючерсов и опционов в Украине, в частности, аграрная биржа особое внимание могла бы уделять совершенствованию системы гарантий исполнения срочных сделок. Одновременно с усовершенствованием собственной гарантийной системы, повышались бы требования и к участникам торгов.
И вот сегодня, не имея законодательной базы и соответствующей ей биржевой инфраструктуры, давайте попытаемся сделать прогноз по ценам, особенно на продовольствие на 2015 год. Учитывая, что уже долгое время огромная часть сельхозпредприятий «сидят на мели». Потому что у них нет доступа к длинным инвестиционным ресурсам, а короткие кредитные деньги не позволяют им реализовывать инвестиционные программы. Другими словами, если вместо того, чтобы организовывать эффективное кредитование и привлекать инвестиции, государство занимается на деле только стерилизацией денежной массы, то происходит тоже самое, что и на коровьей ферме, где стерилизуют бычков, которые потом не способны давать потомство. А вот если бы бычков хорошо кормили и создавали им хорошие условия, глядишь, качество и количество стада быстро бы поднялось. Так что для этого нужно делать?
В самом деле, что нужно делать нашим финансовым властям? И что надо делать нашим аграриям, чтобы получить «длинные» деньги? И самое главное - нельзя подходить к агробизнесу с точки зрения «дойной коровы». Лично мне кажется, что наши власти не отдают себе отчет в том, что Украина может стать как минимум региональным, а, возможно, через 15 – 20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией. Другой задачей, которую должна поставить перед собой отечественная аграрная биржа - это разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, позволяющих управлять ценовыми рисками долгового и аграрного рынков. А также выполнение представительских функций с целью создания региональным клиентам равных условий для работы на биржевых рынках, обеспечения практического взаимодействия с региональными участниками, региональными предприятиями-эмитентами и инвесторами.
Потенциально мы имеем такие возможности, но почему-то чиновники и законодатели даже не пытаются думать в таких терминах? Почему так надолго затягивается принятие у нас в Украине законопроектов о развитии биржевых товарных рынков и о деривативах (производных финансовых инструментах)?
Именно из-за отсутствия таких законов трудно спрогнозировать: что будет в 2015 году с ценой, например, на продовольственную пшеницу? Наконец, как найти оптимальную структуру украинского аграрного рынка? И до сих пор непонятно: какие решения в текущем году примет правительство по аграрному рынку, и неизвестно – к каким последствиям они приведут?