А после нынешней девальвации, которая с начала 2014 года к сегодняшнему дню уже подступилась к 50%, и ведения АТО на востоке Украины, от нашей экономики и вовсе отвернулись последние инвесторы. И сейчас активно продолжается отток капитала и рецессия, а народ всё больше разоряется. Прежним и теперешним чиновникам ничего другого не остаётся, как продолжать попрошайничать у МВФ. Соответственно, внешний долг растет как на дрожжах. Однако, думаю, уже всем очевидно, что мы, рядовые граждане Украины, против шагов, ведущих к снижению уровня нашей жизни, мы против перекладывания бремени кризиса с олигархов на простых людей; мы за противостояние тенденциям к девальвации гривны, мы за последовательную борьбу с инфляцией, мы за разработку мер, направленных на сокращение оттока капитала из страны. Мы считаем: представители крупного бизнеса (олигархи) и власти должны нести солидарную ответственность за свои ошибки.
Что будет дальше? Сработает ли предпринимательская магия П. Порошенко? Или что-то грандиозно реформаторское придумает правительство А. Яценюка? Или кто-то третий придет и всё-таки объявит дефолт?! А с ним, наконец-то, наступит долгожданная стабилизация, удастся Уряду договориться с кредиторами о списании большинства обязательств, и снова вернуться на мировой долговой рынок. Поэтому, думаю, не надо нашему правительству бояться проводить суверенную реструктуризацию долга. К тому же дефолты – это достаточно распространенная в мире история для различных государств. Грубо говоря, страны с развивающейся экономикой, как Украина, должны делать это часто. Причем, гораздо чаще, чем это происходило за последние 10 лет. И господину А.Яценюку, имеющему высшее юридическое образование, надо уже было давно определить способ, как перейти от состояния дефолта к состоянию структурированного долга, когда обязательства урегулированы.
Реструктуризации долгов проводят многие страны. И этот процесс рынок не воспринимает каким-то трагическим образом. Например, для американских инвестиционных банков это может быть просто неким переговорным рычагом. Практика показывает, что всегда присутствует желание договориться и с одной, и с другой стороны. В конечном счете, для подавляющего числа инвестиционных банкиров – это профессиональная игра. Другое дело, что дефолты небольших стран, вроде Греции, сами по себе не так страшны, как их последствия для темпов роста экономики Европейского Союза. Отказ платить одной страны (а греки уже просят «добровольного» списания 80% долга при 100% в уме) неизбежно повлечет схожие намерения и у другой, третьей страны, т. е. государству-донору ЕС Германии придется выбирать между спасением все новых банков-кредиторов и списанием всех ресурсов, потраченных за последние годы на сохранение стабильности евро и целостности Евросоюза. И всё же, формального объявления дефолта Греции вряд ли удастся избежать.
В этой связи не могу против совести пойти, думаю, надо честно сказать: кризис нельзя обмануть, мы вышли на дорогу к дефолту. И этого не надо бояться. Это нормальный и регулируемый процесс. Тем более что, по большому счету, уже нам не помогут ни валютные интервенции, ни контроль над движением валюты. Да и на ослаблении гривны торопятся нажиться некоторые спекулянты, плюс немало продавцов повышают стоимость своих товаров не совсем обоснованно.
В мире много ликвидности. Убежден, кто-нибудь да спасет Украину, согласившись на приемлемые для нас условия реструктуризации долга. Да, и дефолт для рядового гражданина – что это такое?! Главное, чтобы платили зарплаты и пенсии, а также, чтобы «скорая помощь» своевременно приезжала к больному. А держатели наших евробондов тоже не теряют надежды и не думают о серьезных дисконтах: дали бы хотя бы 50 центов на американский доллар.
Господа, не унывайте, выше нос! Вспомните, в 1947 году Великобритания объявила дефолт, а в 1973 году – США. В 2006 году ФРС США провела исследования и пришла к выводу, что дефолты суверенных государств – это не есть исключение, это, скорее, правило. Поэтому мне представляется более реалистичным и экономически грамотно – это объявлять у нас в стране дефолт и далее девальвировать гривну. К тому же наш долг сегодня очень неустойчивый, а капитал довольно динамично перемещается из Украины. Анализируя нынешние события у нас в стране, невольно вспоминаю пророческие слова Кромвеля: «Дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти». Это небезопасно, но другого выхода, видимо, у нас сегодня нет. Нужно идти, иначе как ничего не было, так ничего и не будет.