И в первую очередь им надо провести оценку инвестиционных рисков, чтобы понимать: где мы находимся в сравнении с другими странами. При этом, самое главное, самокритично разобраться в следующем. Если наши собственные бизнесмены не хотят инвестировать в экономику Украины, чего тогда мы ждем от иностранцев. Вот поэтому возврат украинских денег на Родину в виде инвестиций – это первоочередная задача АП и КМУ. Наши предприниматели должны особенно в настоящее время максимально инвестировать свою прибыль в украинские проекты, а не выводить всё за рубеж.
Однако, наше государственное регулирование, как было, так по сей день представляет собой, например, не услуги для бизнеса, а источник доходов для госрегуляторов. Принцип действий простой: чиновники начинают терзать и мучить предпринимателей малого и среднего бизнеса для того, чтобы те им платили, и тогда они их не будут, уж так сильно и больно терзать и мучить. В то же время по оценкам экспертов до 70% всех лицензионных требований и регулирующих актов на начало какой-либо предпринимательской деятельности просто завтра можно и даже нужно выбросить в мусорное ведро. Но никто этого пока не делает, так как это незамедлительно собьет уровень взяток.
Более того, многие эксперты утверждают, что при украинском монопольно-олигархическом капитализме этого никогда не произойдет. И это при том, что у нас сейчас очень жесткая экономическая ситуация в условиях вооруженного конфликта на востоке страны. В этой связи разве что Минфин, НБУ и налоговая служба озаботились «серым» экспортом капитала. А ведь в предыдущие годы все участники таких схем «серого» вывоза капитала получали свои довольно немалые «крохи», иногда даже очень большие. Сразу уточню, что такое «серый» экспорт? Проще говоря – это не возврат экспортной выручки.
Сделаю еще несколько важных уточнений. Например, есть строгий термин «чистый вывоз капитала частным сектором» - это то, что наши компании вывезли в качестве инвестиций или накоплений за рубеж в течение определенного периода. Есть также понятие «утечка капитала» - это то, что хозяйствующие субъекты вывели за границу не вполне легальным способом. И вот тут возникают вопросы о степени нелегальности и степени нежелательности. Именно из-за чрезмерной зарегулированности нашей экономики и растут объемы средств по таким статьям «не поступившая в страну экспортная выручка», «не поступившие импортные товары, купленные по контрактам» и, конечно же, так называемые «фиктивные операции на фондовых рынках». И это суммы, исчисляемые миллиардами долларов США, которые не работают на экономику Украины.
Тем не менее, усердно пытаюсь найти аргументы для оптимизма. И вот к чему логически пришел. Накануне кризиса 2008 -2009г.г. мы получили перегрев экономики, который закончился, в том числе и у нас, «пузырем» на рынке недвижимости и на других рынках. И мы этот «пузырь» в то время пережили очень тяжело и заплатили за это тяжелейшим спадом украинской экономики. Сейчас же, если бы одновременно положительное сальдо торгового баланса сопровождалось бы еще и массированным притоком капитала в Украину, мы бы получили еще один «пузырь». И был бы тоже перегрев! То есть, с этой точки зрения ситуация не так плоха, как может показаться.
Конечно, это логическое заключение особого оптимизма не придает. Не знаю, смогут ли власти, наконец-то, создать для инвестиционного бизнеса благоприятные условия. Но если мы упустим сейчас эту возможность будет хуже только нам. Без этого точно не будет роста нашей национальной экономики. Нам очень нужен отечественный и иностранный инвестиционный капитал. И нужно решительно заниматься на государственном уровне дерегуляцией предпринимательской деятельности. Вести эту борьбу не для обогащения чиновников, не для дежурного отчета перед Президентом, а для роста экономики страны и повышения благосостояния украинского общества.