При этом, все досужие разговоры об уходе доллара США с поста главной валюты мира, распаде еврозоны, о выделении центров «силы» или «роста» путем военных конфликтов - всё это на самом деле следствие колоссальных изменений в процессе разрушения этой единой системы мирового разделения труда. В этой текущей ситуации лично у меня возникает немало вопросов. Например, неизбежен ли распад до основания действующей пока единой системы? И следующий принципиальный вопрос: если неизбежен, то, что и как мы, государство Украина, должны делать, в какую новую систему разделения труда должны встраиваться? Компетенции хватит, и сможем ли?
Трудные и судьбоносные вопросы. Причем, чего греха таить - Украина продолжает терять зарубежные рынки. Более того, доля наших товаров на мировом рынке наукоемких товаров не достигает даже 0,5%. Это ничтожно мало. В тоже время, например, Финляндия за последние 20 лет стала одной из самых передовых стран с наиболее инновационной экономикой в мире. А ведь мы столько же лет назад традиционно считались ведущими в мире научно-техническими центрами (преимущественно за счет таких центров в Днепропетровске, Киеве, Николаеве и т.д.). Однако, к сегодняшнему дню мы ото всюду бесславно ушли, оставив прежние передовые научно-технические позиции.
В этой связи хорошо до сих пор помню, как в конце 80-х прошлого столетия на металлургических комбинатах Донбасса никто не собирался опираться на экспорт слябов (полупродукт металлургического производства), т. к. их перерабатывали сами. И это была правильная экономическая политика, потому что все макроэкономические расчеты по межотраслевому балансу говорили и говорят о том, что чем больше мы экспортируем сырья и полуфабрикатов, тем ниже темпы нашего экономического развития. Ведь одно дело экспортировать слябы, а другое – даже те пресловутые запорожские автомобили.
Из советского времени приведу еще один показательный пример. К 1990 году до 40% летающего мирового самолетного парка было произведено в СССР, где ключевая роль принадлежала украинским самолетостроителям. Если бы Украина сумела сохранить за собой только этот рынок, мы получали бы денег столько, сколько имеем сегодня от продажи продукции всех наших металлургических предприятий. И это был бы наш локомотив колоссального экономического роста. Правда, почему-то до сих пор это направление в Украине не развивается, хотя далеко не всё потеряно.
Судите сами, когда мы продаем титан и другие металлы, покупая затем за рубежом самолеты, как сейчас делают наши авиаперевозчики, мы фактически обмениваем нашу невоспроизводимую природную ренту на интеллектуальную ренту других стран. Поэтому наши торговые иностранные партнеры, продавая нам самолеты, за счет нас получают сверхприбыль и в дальнейшем наращивают свои научно-технические преимущества. А мы на мировом рынке становимся всё более отсталыми. Потому что интеллектуальная рента в отличие от природной, в стоимости постоянно растет, т.к. секрет современного экономического роста – это новые знания. И чем больше у нас будет новых знаний и чем больше мы их будем использовать на практике, тем больше нам их будет прибавляться.
Соответственно те страны, которые специализируются на инновационных и наукоемких товарах, получая интеллектуальную ренту, они эту сверхприбыль направляют на усиление своих конкурентных преимуществ в мировой системе разделения труда. Думаю, что наша нынешняя экономическая политика более-менее хороша лишь для стандартных экономик развивающихся рынков, но сегодня она не учитывает драматические особенности украинского кризиса. И здесь много просчетов и недоработок министерства экономического развития и торговли Украины, НБУ и Минфина. Как никогда ранее для Украины очень важны бюджетные вложения в человеческий капитал для обеспечения экономического роста, особенно в среднесрочной перспективе, но этого не делается. Отсюда имеем дальнейшее падение ВВП страны и замедление экономического развития. Так поступают, если завтра уже не будет.