Термин информационно-психологическая война пришел из лексикона американских военных. Цель информационной войны - воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. А пропаганда, по определению энциклопедии «Британника» - это распространение информации, фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение.
Россия vs Молдова, Чечня, Грузия, Украина 1992-2013гг. С момента приднестровско-молдавского конфликта, который стал первым военным конфликтом для России после распада СССР, и до 2013 года Россия успешно применяла наработанный опыт информационных войн против соседних государств и внутри своей страны. Первая Чеченская война 1994-1996 и вторая чеченская война 1999-2000 годов, длившийся с 1991 года конфликт с Грузией, который перерос в полноценную войну 2008 года, и многие другие, менее известные конфликты на территории стран, ранее входивших в Советский Союз дали возможность Российской Федерации получить большой опыт ведения гибридных войн. Спецслужбы оценили важность информационной составляющей в любом боевом столкновении и с каждым годом ее составляющая становилась все весомее. Стало возможным вести минимальные боевые столкновения, но которые имели значительный эффект в СМИ. Для внутреннего потребления акцент делался на телевидении.
Сергей Ястржембский – бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина, в период первой чеченской войны отвечающий за формирование европейского и американского общественного мнения– в одном из последних своих интервью заявил о том, что ранее Россия выигрывала борьбу за общественное мнение. Теперь же мнение России никто не слушает и что их точка зрения не принимается. Такого же мнения придерживается и политический эмигрант из Чечни, который высказался, что если бы Чечня смогла донести свое мнение до других стран, как это удалось Украине, то его страна была бы независимой.
Россия vs Украина, Европа, США 2014 год. Впервые мнение политических и экономических элит, а также общественное мнение большинства стран солидарно с позицией Украины. Понятно, что ее помогли сформировать Соединенные Штаты, Польша, Эстония Литва, а также некоторые другие наши союзники, и что оно не везде однородно, но можно говорить о преобладающем общественном мнении. И это общественное мнение, сформированное в результате информационной войны, на стороне Украины. У нас ранее даже союзников на мировой арене и не было, кроме Польши.
Но при этом необходимо понимать, что Россия в результате пропаганды практически полностью сформировала общественное мнение внутри своей страны. Однако формирование внутрироссийского общественного мнения не является целью информационной войны. Оно является целью пропаганды.
Украина всегда была в информационном поле Российской Федерации и не имела собственной информационной политики. Однако за короткое время нам удалось минимизировать влияние соседней страны. А аннексия Крыма и военные действия в Восточной Украине помогли быстро избавиться от иллюзий. Основными потребителями российской информации в Украине в основном остаются жители Донецкой и Луганской областей.
Поэтому пора изживать такие остатки национальной черты, как самоуничижение и принижение своих собственных сил. Информационную войну против Российской Федерации Украина выигрывает.