При таком подходе, не обеспечивался даже стратегический минимум национальных интересов: работа с крупной и достаточно влиятельной мировой украинской диаспорой; интеграция критически важных национальных общин в опорных важных регионах; ангажирование местных этнических сообществ, представляющих ключевых внешнеполитических союзников Украины и пр. Многое из того что так не было сделано, пригодилось бы уже сегодня и еще не единожды понадобится завтра.
При желании, этно-национальная политика может служить эффективным наступательным средством и быть частью военно-политической доктрины. Но это взгляд из другой политической реальности. Давайте адекватно оценивать свою реальность и решать хотя бы те задачи, которые уже продиктованы временем.
Необходимо адаптировать национальное правозащитное законодательство и все вытекающие отсюда практики к самым современным европейским стандартам. Это нужно хотя бы для того, чтобы Украину никто не мог обвинить в несовершенстве существующих институтов, перегибах и произволе.
Необходимо на полноценном государственном уровне, а не как получится в частном порядке, решить вопрос с обустройством крымских татар-переселенцев на территории материковой Украины. Само собой разумеется, что этот вопрос нужно решить таким образом, чтобы у остальных татар не возникло поводов считать своих проукраинских братьев политической недальновидными.
Думаю, что не открою военной тайны, если скажу, что даже базовой статистикой по этно-национальной проблематике, за исключением данных переписи аж 2001 года, украинское государство на сегодняшний день не располагает. Кроме того, что держать руку на собственном пульсе полезно для здоровья и долголетия, так еще и официальная социология бывает незаменима для парирования всевозможных спекуляций.
Имея полноценно функционирующий институт этно-национальной политики, можно было бы сыграть на опережение и хотя бы организовано обсудить возможность для участия легальных общественных организаций национальных общин в выборах местного уровня на территориях их компактного проживания. Это было бы вполне логично, как минимум, в рамках курса на реформу местного самоуправления. Никому не хочу навязывать свое мнение, но мне кажется что, с вызовами легализации своих требований справятся далеко не все защитники этно-национальных традиций и через пару избирательных кампаний вся «экзотика» испарится, а на плаву останутся только умеренные лидеры с цивилизованными взглядами. В свою очередь, лишившись опоры в лице реестровых этно-активистов, любые сепаратистские круги окажутся сборищем обычных маргиналов. Как итог, миф о пользе федерализации сам собой растворится в рутине бытового обустройства «районных цивилизаций». Ну в общем понятно, о чем идет речь…
Проблемных и перспективных вопросов навскидку еще можно назвать около десятка и ни один из них принципиально не может быть решен в порядке частной инициативы, т.е. путем подачи законопроекта от имени кого-то из депутатов. Так что институциональная этно-национальная политика не просто нужна, а очень даже необходима новой Украине.
Главное – не пудрить никому мозги избитым тезисом «дайте нам каноническую национальную идею и мы вам выведем из нее правильную этно-национальную политику». Запрос на государственную этно-национальную политику, в нашем украинском случае, исходит от проблемного поля актуальных угроз, а не от сиюминутных идеологических предпочтений.