Пока же, к сожалению, наш рынок регуляторно недоразвит, и идет постоянный поток негативных новостей из Украины. Да, позади более двадцати лет независимости. А мы по-прежнему, как в первый год, говорим о реформировании украинской экономики и живем как на стройке. И главный в эти дни месседж выступающих с оценкой состояния экономики Украины политиков-оппозиционеров следующий: больному стало лучше, он перестал дышать.
Думаю, если у нас проявится инстинкт самосохранения – мы сможем провести структурные изменения в экономике, в т. ч. в банковском секторе и на украинском фондовом рынке. Надо дать новые точки роста для предприятий реального сектора экономики. Надо срочно запускать схему, пусть даже и искусственной расчистки балансов банков от проблемных активов. Это иллюзия, что можно долго жить на одних политических новостях. К тому же, стремительный рост госдолга требует сегодня от Украины создания эффективного и целостного механизма управления им. И в основе такой политики управления должна лежать, на мой взгляд, среднесрочная (5-10лет) Концепция.
Основа этого документа, по моему убеждению, должна состоять из трех составных частей:
- организации эффективного функционирования рынка государственных ценных бумаг;
- минимизации издержек заимствования;
- координации политики управления госдолгом с экономической политикой правительства в целом.
Надеюсь, что кандидаты в президенты Украины уже в ближайшие дни захотят выступить с объединяющей экономической инициативой (например, о снятии административных барьеров для малого и среднего бизнеса, а также о незамедлительном принятии антирейдерских и антикоррупционных законов), которую бы поддержали представители различных бизнес-сообществ. К слову, среди предпринимателей наибольшее число не определившихся, т.е. тех, кто разочаровался в старых партиях или политических блоках.
Не могу против совести пойти, поэтому должен признать, что потребительский спрос у нас и дальше будет падать. И будущему главе государства предстоит выбирать перспективу из двух вариантов: либо допускать дефляционный шок с банкротством всей финансовой системы и резким подорожанием денег, либо печатать новые эмиссии денег и разгонять инфляцию, которая быстро поглотит финансовые сбережения граждан.
Вот теперь, безусловно, кандидатам в президенты значительно важнее, чем кому бы то ни было другому, показать нашему обществу, что они умеют прогнозировать развитие экономических процессов в условиях украинского кризиса и сосредотачивать внимание на основных моментах макроэкономической стабильности. Важно продемонстрировать, что они понимают и знают, что более всего заботит людей, и как обеспечить соотечественникам более высокий уровень жизни. В самом деле, почему мы, образованный и креативный украинский народ, не можем совершить экономическое чудо, как, например, китайцы, корейцы, немцы?!
И самое главное, не надо идти по уже проторенным другими дорожкам, не надо искать что-то новое в уже изведанных областях. Но кто сможет произвести у нас эти качественные изменения? Кто у нас в стране предложит новые и более совершенные механизмы управления? Когда в экономике страны появятся современные длинные деньги? Конечно, проще поставить палатки хоть в каждом селе и городе, но без ответов на эти вопросы мы не станем жить лучше, не приблизимся к уровню жизни граждан ЕС. Потому что нужен не абстрактный, а конкретный и поэтапный план обновления всей страны.
Итак, для достижения конкретного результата в реформировании украинской экономики, что важнее – работать больше или умнее? Я бы рекомендовал – умнее. Однако, можно и больше – это уже решать лидерам нашей украинской нации во главе с будущим президентом.
И, наконец, немного позитива: HSBC выпустил прогноз развития топ-100 экономик мира до 2050 года. Согласно ему, клуб крупных быстрорастущих экономик мира - БРИК - покинут Россия и Бразилия, а их место займут Чили, Перу и... Украина. Предыдущий прогноз HSBC оказался близок к реальности.