Хотя Конгресс США принял решение о переносе американского посольства в Израиле в Иерусалим еще в 1995 году, с тех пор все президенты Соединённых Штатов откладывали его реализацию, каждые полгода подписывая специальный документ. И хотя Дональд Трамп заявлял о намерении признать Иерусалим столицей Израиля еще в ходе предвыборной кампании в 2016 году, став хозяином Белого Дома, 45-й президент США тоже решил поставить вопрос «на паузу», подписав 1 июня 2017-го соответствующий указ.
Почему же именно сейчас Дональд Трамп заявил, что «настало время официально признать Иерусалим столицей Израиля, и это — ни больше ни меньше — признание существующей в настоящий момент реальности»? Многие привычно ищут руку вездесущего «еврейского лобби» и вспоминают о зяте Трампа — Джареде Кушнере, но в этом случае решению проблемы скорее способствовал конфликт президента США с так называемым «глубинным государством». Еще в 2014 году Майк Лофгрен, один из высокопоставленных чиновников Конгресса США, определил эту непубличную структуру руководства страной как «гибридное слияние государственных чиновников и представителей высшего уровня финансистов и промышленников, которые эффективно управляют США, не спрашивая об этом избирателей, нарушая суть политического процесса».
Со времен президентской кампании «глубинное государство» боролось против Трампа, а после вступления в должность постоянно ставит палки в колёса его администрации, делая угрозу импичмента президента США вполне реальной. Видимо, именно поэтому Трамп вынул давно заготовленный козырь из рукава и решился на асимметричный ответ, который поддерживают не только влиятельные бизнес-круги США, но и значительная часть его избирателей, настроенных против мусульман.
Реакция же самого мусульманского мира была весьма прогнозируемой. Лига арабских государств (ЛАГ) созывает экстренное совещание на уровне глав МИД в ближайшую субботу, 9 декабря, чтобы «обсудить дальнейшие шаги арабских стран в связи с предполагаемым изменением американской позиции по Иерусалиму, его юридическому и историческому статусу». Президент Турции, ключевого партнера США по НАТО в регионе, объявил о созыве 13 декабря в Стамбуле экстренного заседания лидеров стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) для координации действий мусульманских государств после решения Трампа. На саммите ОИС особое внимание будет уделено «усилиям по предотвращению изменения статуса Иерусалима и попыток позиционировать этот город как собственность Израиля». «Мистер Трамп! Иерусалим — это красная черта для мусульман. Мы можем дойти до того, чтобы разорвать дипломатические связи с Израилем из-за этого вопроса», — пригрозил Эрдоган во время телевизионного выступления.
В Вашингтоне пытаются успокоить партнёров и союзников на Ближнем Востоке: по словам представителей Госдепартамента, решение, касающееся Иерусалима, не меняет политики США в отношении границ Израиля, сохраняется и статус-кво в вопросе Храмовой горы. Более того, как сообщили ранее в Белом Доме, пока у США нет на примете подходящего здания в Иерусалиме под посольство, поэтому «переезд может занять годы». То есть Трамп, с одной стороны, объявил о поручении Госдепартаменту начать процесс перемещения посольства США в Иерусалим, но в то же время уведомил Конгресс об отсрочке переноса диппредставительства еще на шесть месяцев.
Как известно, Израиль считает Иерусалим своей единой и неделимой столицей, включая восточные районы города, аннексированные в ходе Шестидневной войны. Мир аннексии не признает и считает статус города одной из сложнейших проблем ближневосточного конфликта, которую следует решать на основе договоренности с палестинцами, претендующими на восточную часть Иерусалима. Из-за этого до сих пор все иностранные посольства располагаются в Тель-Авиве — но теперь всё может измениться. Не зря же глава дипломатии ЕС Федерика Могерини отметила, что решение США «может оказать влияние на общественное мнение в разных частях света».
Позиция Европейского Союза относительно позиции Трампа по Иерусалиму, высказанная в официальном заявлении Могерини, — «серьёзная обеспокоенность», официальный представитель канцлера Германии Ангелы Меркель привёл ее слова о том, что «федеральное правительство не поддерживает эту позицию», еще резче был президент Франции Макрон, заяив, что «данное решение вызывает сожаление, Франция его не одобряет». Папа Римский Франциск также выступил против переноса американского посольства в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, призвав сохранить статус-кво в городе.
При этом, естественно, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поблагодарил Трампа за «отважное и справедливое решение». Глава израильского правительства пообещал сохранить статус-кво святых мест в городе и назвал признание со стороны США Иерусалима столицей Израиля «важным шагом к миру». Решение очень важно и для самого премьера, действия которого вызывают недовольство в родной стране: 2 декабря на улицы Тель-Авива вышли около 20 тысяч израильтян, протестуя против законодательных инициатив, направленных на выведение Нетаньяху из-под коррупционных разбирательств.
Однако если США явно не будут форсировать смену дислокации своего посольства в Израиле, а страны ЕС в принципе не рассматривают вопрос переезда своих дипломатических представительств в Иерусалим, то позиция других государств может оказаться гибче, тем более теперь всегда можно будет сослаться на позицию Вашингтона. Это даёт шанс Украине выровнять отношения с Израилем, которые так и не нормализовались после голосования за антиизраильскую резолюцию в Совете Безопасности ООН в декабре 2016 года.
Тогда Украина пошла на поводу у администрации Обамы и поддержала принятие документа с осуждением израильских поселений в Восточном Иерусалиме, Иудее и Самарии, а Израиль в ответ отменил официальный визит украинского премьера. И хотя визит Владимира Гройсмана всё же состоялся в мае 2017-го, но ни тогда, ни во время приезда в Израиль главы МИД Украины Климкина 26-27 ноября не удалось достичь прогресса относительно зоны свободной торговли между странами. Конечно, перенос посольства Украины в Иерусалим — это не вопрос торговли, да и отношения Киева с мусульманскими странами от этого на определенном этапе могут пострадать. Но не зря же госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что решение Трампа принято в результате консультаций со своими «друзьями и союзниками», среди которых — Египет и Саудовская Аравия. Поэтому заявления на саммитах ЛАГ и ОИС в ближайшие дни могут быть весьма резкими, но от признания политической действительности не уйти никому. Как писал Роберт Музиль, возможности пробуждают реальность, и нет ничего нелепее, чем отрицать это.