Нельзя сказать, что Министр финансов может независимо формировать бюджет, однако, в его полномочиях спорить с Премьер-министром, предлагать другой бюджет, изменять распределение средств в пользу конкретного ведомства. Кабинет Министров в целом и Премьер-министр формируют лишь тенденции главного финансового документа страны.
Бюджет Израиля формируется снизу-вверх. Финансовые советники Министерства, представляют затраты, которые не должны превышать затраты прошедшего года. Если же Министерство в прошлом году средства не выбрало, то в следующем оно получит меньше денег. Это касается и привлечения дополнительных средств. Если Министерство в состоянии привлекать кредитные средства для решения бюджетных задач, оно может рассчитывать на дополнительные средства от государства. Это та кардинальная задача, которая в Украине не решается абсолютно.
Сейчас в Украине говорят, что большая часть бюджета - военные затраты. В Израиле, кстати, военные расходы тоже являются одной из наибольших статей бюджета. Но, кроме того, есть спецфонд Премьер-министра, который может расходоваться на военные нужды, если происходит что-то непредвиденное, или связанное с чрезвычайными ситуациями и техногенными катастрофами. В бюджете обязательно есть так называемые протекционные средства, которые не подлежат сокращению ни при каких обстоятельствах.
Но бюджет на социальные нужды, из-за увеличения расходов оборонного ведомства, не сокращается никогда. Нельзя сказать, что социальные выплаты всегда остаются на одном и том же уровне, но социальный бюджет практически неизменен последние десятки лет.
Хотелось бы рекомендовать Украине продумать о том, как научить министерства привлекать средства от Международных институций и частных инвесторов. В Израиле города финансируют свои нужды за счет налогов, которые изымают непосредственно с жителей и местного бизнеса. Поэтому города могут рассчитывать на те налоги, которые сами собирают.
В бюджете Израиля в приоритете оборона и образование – это главные статьи. Все остальное варьируется, в зависимости от государственной необходимости. Иногда возникают отдельные целевые бюджетные программы – борьба с автокатастрофами, озеленение, экономия воды.
В Израиле, кстати, все партии финансируются из бюджета. В этом есть серьезный плюс - контроль. Большинство европейских электоральных систем, кстати, тоже основаны на финансировании партий, исходя из количества мандатов, полученных в Парламенте или Муниципальном совете. Глобально это правильно, особенно, если будет совмещено с жестким контролем привлечения частных средств в партии. Это делает партии свободными от олигархического влияния и дает возможность участия граждан в политической жизни, кроме того деятельность политических сил становится более прозрачной.
Процент, выделяемый на оборону или, скажем, на образование, в Израиле постоянно меняется. В настоящий момент на образование, если мне не изменяет память, выделяется 13% бюджета, на оборону – 23%.
Система формирования израильского бюджета существует давно, но не все так гладко, как хотелось бы. Ведь есть министерства с огромными бюджетами – обороны и образования, которые могут позволить себе финансовое маневрирование, а есть, к примеру, министерства абсорбции, которое занимается репатриантами, и культуры, у которых бюджеты сравнительно невелики, для них понижение бюджета граничит с катастрофой. Так что бои, порой, разгораются жаркие.
В бюджет Израиля всегда закладывается инфляция, но в последние годы инфляция там чуть ли не положительная, то есть - минимальная. Дефляции тоже нет, слава Богу, то есть она в процентах выражается – 1,2,3,4%.
Было несколько раз такое, что даже в Израиле бюджет становился «бюджетом проедания», как сейчас в Украине. Обычно это происходило в предвыборные годы, когда государство пыталось вызвать симпатии у определенных слоев населения в предвыборной борьбе. Поэтому в предвыборный год бюджет вполне может быть и не принят, ради сохранения бюджетных средств. Тогда в силу вступает закон 12-ти, когда бюджет прошлого года делится на 12 и каждый месяц Министерство получает 12-тую часть своего прошлогоднего бюджета.
Что полезного можно Украине взять из израильского опыта? Во-первых, использовать как можно больше частных экспертов в подготовке бюджета. Они лучше понимают и знают что необходимо определенным социальным слоям, каким отраслям нужны дополнительные преференции. В Израиле (и не только там) это вполне обычное явление. Во-вторых, обязательно должна быть возможность привлечения средств Министерствами на свободном рынке, как у Международно-финансовых институций, так и у частных инвесторов.