Хорошая новость: ключевое правило «сидеть дома, чтобы выжить» здравомыслящая часть населения не только услышала, но и усвоила. Не хватает лишь коллективного понимания, что ограничения касаются лично каждого из нас и предполагают индивидуальную ответственность за совершаемые действия в критических условиях.
Плохая новость: никто не дал никаких рекомендаций бизнесу, который прямо сейчас с трудом представляет себе перспективу «выжить, сидя дома». Хотя, при наличии общей, пускай и «черновой», стратегии (как принято на Западе, например) - многие компании смогли бы быть как минимум мотивированы.
Спойлер: в последние годы технологии развились настолько поразительно быстро, что цифровые инструменты для эффективной удаленной работы вполне могут способствовать еще большей производительности бизнес-процессов и сотрудников, нежели привычные стены офиса (перечень наиболее актуальных и прогрессивных онлайн-платформ смотрим тут).
А теперь попробуем сформировать стратегию выживания с осознанием того факта, что всего за несколько недель вспышка коронавируса уже изменила методы работы тысяч компаний во всем мире самым беспрецедентным образом.
1. Потенциал рабочей силы.
Если при обычном положении вещей сотрудники компании могли продуктивно работать за компьютером в офисе, используя корпоративные приложения, программы и цифровые коммуникации, им ничего не помешает делать это и «сидя дома».
Важно: распределить задачи, организовать процесс, обеспечить мониторинг производительности, отследить коэффициент эффективности. Используйте для этого онлайн-платформы, позволяющие аккумулировать людей и все процессы с помощью специально предназначенного для этого ПО.
2. Эффективное стратегическое планирование.
На «подумать» времени нет. Когда бы карантин не закончился, - будет тяжело, COVID-19 наносит неизбирательный удар по бизнесу. Многие утонут раз и навсегда, но у большинства все еще есть возможность спланировать организационные и технические процессы таким образом, чтобы остаться на плаву.
Важно: тут не помогут просто подсчет цифр и изучение возможностей. Необходимо моделировать все организационные, технические и финансовые процессы для определения протоколов активации развертывания всех этапов деятельности. Проработать риски, перспективы оптимизации, сокращений, вероятных потерь, переквалификации сотрудников и возможной трансформации компании. С этой задачей могут справиться топы даже с помощью карандаша и листа бумаги. А можно, опять-таки, воспользоваться цифровыми технологиями.
3. Проверка на ликвидность.
Сейчас штормит всех, и штормить будет долго. Чтобы не промахнуться с решениями, когда под угрозой все ресурсы, нужно определить четкий сценарий действий, адаптированный к контексту конкретно своей компании, смоделировать все свои финансовые показатели (денежный поток, отчет о прибыли и убытках, баланс) и в каждом сценарии выявлять триггеры, которые могут существенно снизить ликвидность.
Важно: недостаточно просто составить перечень «проседаний». Для каждого триггера придется четко отработать и шаги по стабилизации для каждого сценария развития событий (оптимизация кредиторской и дебиторской задолженностей, снижение затрат, факторы экономии, критические затраты, продажи, слияние или поглощение).
4. Забота о клиентах.
Сейчас их активность где-то резко падает, где-то резко растет. Во-первых, эту тенденцию нужно отслеживать. Во-вторых, с ними нужно продолжать поддерживать связь, даже если при определенных условиях им будет нечего предложить, - это все временно. В-третьих, нужно пробовать инвестировать в онлайн ресурс как в ключевой канал сегодняшнего дня для продвижения продукта или услуги.
Важно: онлайн-сотрудничество/продажи/реагирование/аналитика предоставляют немыслимые возможности не только для удержания имеющихся клиентов, но и для привлечения новых. Более того, такая форма взаимодействия останется в тренде и будет набирать обороты на этапе восстановления экономики включительно. Это надо не просто понять, а начать готовить соответствующий плацдарм для выживания прямо сейчас.
5. Стабилизация цепочек поставок.
«Положить на лопатки» логистику в эпоху диджитал-технологий даже при пандемии невозможно. Безусловно, ряд проблем неизбежен, но к катастрофе, в отличие от коронавируса, они не приведут. Необходимо тщательно планировать поставки в ключе сугубо очерченных возможностей компании, делать это много заранее и с учетом продолжительности обработки и непосредственно доставки продукции. Тут цифровые инструменты, в особенности, приложения прогнозной аналитики будут как никогда кстати.
Важно: планировать поставки тщательно и заранее не равно запасаться. В «обычной» жизни это как минимум логично, но в условиях нынешней крайне тяжело спрогнозировать среднесрочность или долгосрочность стабилизации как рынка, так и спроса. Скажем, Запад идет по следующему пути: проще потратить усилия на попытки диверсифицировать источники дистрибьютора в случае, если один поставщик не сможет удовлетворить запрос, чем бросать весь ресурс на осуществление запасов, которые могут остаться не востребованными (безусловно, если речь не идет о медицинском оборудовании и медпрепаратах).