Причём многие люди до сих пор оправдывают это массовое убийство и порчу имущества, утверждая, что Господь был прав.
Вы только представьте себе сей хоррор: летит Господь тихим утром к Содому, как американский бомбардировщик к Хиросиме, а потом — бац — сера, огонь, ужас и погибель и Господь доволен.
Археологи недавно обнаружили руины Содома. Исследовали пепел и пришли к выводу, что городишко горел при температуре от 2700 до 3500 градусов по Цельсию.
Россия нынче, конечно, горит не так горячо. И не целиком.
Но аналогию провести можно.
Вот только не надо вспоминать всякую чушь про пожарище как стихийное бедствие или провал политики Путина. Во-первых, это в Америке стихийное бедствие. Или в Австралии. Или в Китае.
То есть там, где можно чётко отделись: человеку человеково, Богу Богово, а стихии стихийное.
Попробуй пойми где чьё в России. Аршином общим не измерить, как говорится. У ней особенная стать — сиди и медитируй в попытке понять подлинные причины происходящего.
Во-вторых, нынешний вал критики “вертикали власти”, которая-де и рынду из села убрала, и лесное хозяйство развалила, — основан на наивном предположении, что если бы “вертикаль власти” делала всё как положено, получилось бы всё не как всегда. Горело бы меньше, тушили бы ловчее.
Многие дошли уже и до того, что утверждают: без “вертикали власти” пожар был бы таким лилипутским, что его бы даже никто и не заметил. Мол, Путин! чемодан-вокзал-Дрезден!
Однако задумаемся: а если не “вертикаль власти” и Путин, то кто и что?
Вряд ли в России текли бы молочные реки и солнце не зашло бы никогда, если бы Ельцин выбрал кого-то другого. Например, Немцова.
Или Степашина, Кириенко, Примакова, Черномырдина и так далее.
От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется. Путин, кстати, однажды написал об этом колонку.
Вот была когда-то ещё Старовойтова. Да убили её. Политическое убийство в России — верный способ узнать, кто в российской политике не сволочь. (На Кадырова-старшего это, правда, не распространяется, поскольку там война, а на войне убийств не бывает, бывают жертвы).
И даже если бы выбирали народы России, а не один Борис Николаевич, то выбирали бы из тех же лиц, из которых выбирал Борис Николаевич.
И выбирали бы главу для того же бюрократического аппарата, которым руководит Путин.
И для тех же граждан. Которым в большинстве смешно, например, то, что Саакашвили может сжевать галстук, но не смешно то, что в России денег на войну всегда хватает, однако денег на жизнь и противопожарные мероприятия всегда не хватает.
Таким образом, совершенно нельзя быть уверенным в том, что (а) сие пожарище есть стихийное бедствие и (б) при иной власти последствия были бы не такие пугающие.
Зато вполне может быть уверенным, что это Господь.
Господь не дремлет!
Ещё и знатный пироман.
Тут уж не могу не поддержать московский патриархат, который в лице, например, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия заявляет: “Природные аномалии часто бывают связаны с неправедной жизнью людей. Несколько лет назад Владимир Путин обратился к народу с тем, чтобы люди укрепляли свои семьи и рожали детей, появились родовые сертификаты, но потом наступил кризис, и количество абортов возросло в 20 раз... Многие люди не хотят жить благочестивой жизнью. Если народ не одумается, не возвратится к традициям своих предков, то это не последний катаклизм, который нас будет ждать”.
Ну, и заявлениями московский патриархат не ограничивается и молится о дожде.
Дождь, правда, как-то не идёт. А если и идёт, то мало.
И ведь странно: за минувшие десятилетия Россия так уж развила в себе склонность к религии, что куда больше.
Церкви строят, патриарха на высшем уровне чтят, Диомида засадили в монастырь и никто теперь не вздумает наводить хулу на Церковь и епископов. Гей-парады разгоняют, детей основам православной культуры обучают, даже вот ракеты перед стартом освящают:
А дождь не идёт.
Некоторые впали в грех и подозревают, что патриарх неправильный. Мол, например, недавно преставившийся сербский патриарх был как нищий и слегка не от мира сего, а Кирилл постоянно в роскоши и слишком мирской.
Но это же каким ханжой нужно считать Господа, чтобы предположить, будто из-за нескольких кадиллаков у патриарха Он будет сидеть и упрямо посылать мимо России дождевые тучи!
Ну, и понятно, что дело не в абортах. Бог, который не расстраивается из-за войн, вряд ли будет расстраиваться из-за умерщвлённых “недодетей”.
Обратимся же ко Святому Письму. За что Господь сжёг Содом? Вопреки распространённому убеждению, не за то, что там геи сидели на зоофилах и лесбиянками погоняли.
Книга пророка Иезекиля сообщает нам: “Вот в чём было беззаконие сестры твоей Седом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала. И возгордились они и творили мерзость предо Мной, и Я отверг их, когда увидел (это)” (16:49-50).
Мерзостью, конечно, каждый может считать то, что не нравится лично ему. Но Господь наиболее активно возражал против идолопоклонничества.
И даже в первой заповеди указал не что-нибудь типа “не убивай” или “не прелюбодействуй”, а: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”.
Если кто не понял, то во второй заповеди Господь уточнил: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.
И если уж Господь посвятил сему предмету аж две заповеди, причём первую и вторую, то наиболее мерзким для Него есть поклонение не Ему.
Конечно, вдобавок к гордости, пресыщению хлебом, праздности и отсутствию помощи бедным.
А если поклонение не Господу, то кому?
Мамоне?
Станислав Белковский отлично описал, что “нет такого предмета, который не мог бы послужить русскому человеку религией. Русское сознание склонно всему придавать религиозное измерение, всё доводить до крайности религиозного исступления. Неторопливая, сдержанно-практическая работа над теориями и учениями русским не свойственна, не говоря уже об ироническом отношении к жизни. Я имею в виду, разумеется, народ в целом, а не отдельные исключения, для того и существующие, чтобы подтверждать правило”.
Белковский полагает, что таким предметом для русского человека в последние годы стали деньги. “Это религия денег, специфический русский вариант культа Мамоны. С поправкой на многочисленные русские стереотипы и обстоятельства наш нынешний режим можно определить как монетократию — власть денег, в самом прямом смысле слова.
Нужно отделять монетократию от так называемого “культа наживы” и прочих распространённых человеческих пороков. “Культ наживы” — это культ в кавычках и эти кавычки неснимаемы. Всем понятно, что “поклонение доллару” не предполагает религиозных обрядов. Это всего лишь желание иметь много денег, чтобы иметь “власть и удовольствия”. В современной России же деньги стали именно предметом культа без кавычек, в самом прямом, исконном смысле слова “культ” — новой религией”.
Но деньги — слишком простой ответ. И к этому ответу приходят многие. Вот в чём коренятся упрёки в адрес патриарха Кирилла по поводу его кадиллаков, часов за тысячи евро и прочих роскошеств.
У русских есть культ, куда более серьёзный, чем культ денег. И есть бог, к которому Господь вполне мог в конце концов приревновать.
Самый настоящий альтернативный бог.
Этот бог — Россия.
Если вы имеете дело с русским, то вы не сможете не обнаружить, что поклоняется он России. Он может её обворовывать, презирать, жить на Лазурном побережье — да как угодно поступать.
Но поклоняться он будет только ей.
Перефразируя Белковского, я имею в виду народ в целом, а не отдельные исключения, для того и существующие, чтобы подтверждать правило.
Я не случайно в этом тексте выше упомянул Саакашвили и тот факт, что в России денег на войну всегда хватает.
Войны, которые ведёт Россия, служат самым полезным средством понять русских.
Когда в 2008 году Россия начала войну против Грузии, стало совершенно ясно, что русские могут как угодно относиться к обстоятельствам жизни в России, но в случае войны почти все поддержат Россию. А если конкретнее, то лиц, под чьим руководством Россия способна победить.
Вот почему единственной реальной оппозицией в России могут быть только те личности или силы, которые оппозиционны России воюющей или воевавшей. Причём исключительно в тех войнах, в которых Россия победила.
Когда человек в России скажет вам, что находится в оппозиции к Кремлю, однако будет утверждать, например, что в 2008 году в Грузии Россия была права или что сталинский режим исторически был полезен, — знайте, этот человек не в оппозиции к Кремлю, он всего лишь не в Кремле. Но он такой же.
Вернёмся к Господу нашему, пожарищу и дождю, который не идёт.
Ельцин, уезжая из Кремля в памятный день 31 декабря 1999 года, сказал Путину очень важные напутственные слова: “Берегите Россию”.
Он что имел в виду? Кого? Благо народное? Вас, дорогие россияне и сочувствующие? Нет. Кому как не Ельцину знать, что Россия как таковая есть бог.
Ельцин берёг что угодно, но не Россию. Сначала берёг реформы и Гайдара, потом — власть от коммунистов, потом — собственную привилегию выбрать следующего.
А вот Путин подобных ошибок не совершал.
Он берёг Россию. Ещё раз: не россиян, не благо народное или ещё что-то в этом духе, а Россию.
Россию как таковую. Как бога.
И почти каждый из вас, русские, занимается ровно тем же. Только на своём уровне.
Кто-то подгавкивает, когда ругают Саакашвили. Кто-то ненавидит Америку. Кто-то бьёт таджиков на улицах Москвы. Кто-то впадает в истерику всякий раз при мысли о том, что Китай может слегка расширить свои границы. Кто-то называет вторую мировую войну великой отечественной и упрямо игнорирует тот факт, что Советский Союз с 1939 года по 1941 год был союзником Гитлеровской Германии, пусть этот статус и не был зафиксирован официально, то есть словом — этот статус был зафиксирован делом.
И представьте: пролетал Господь над землёй, посмотрел на Россию, а там — хоть церковные купола и блестят — культ-то другой.
Да вдобавок возгордились, бедным не помогают, некоторые ещё и в праздности живут, хлебом пресыщены...
Ну, как не сжечь?
Тем более, опыт у Господа вон какой. До сих пор нетрадиционно ориентированных пугают.
Вероятно, в предыдущий раз Господь пролетал над землёй и глядел на Россию в 1936 году. Русские тогда как раз находились в припадке очередной любви-намного-больше-обычного к родине.
Правда, в результате в 1936 году Москву не заволокло гарью. Но и подмосковные болота были ещё не осушены, так что просто не разгорелось как следует. Или Он не хотел, чтобы разгорелось как следует.
Вот почему стоит предположить, что раз уж Россия и в 1936 году, и сейчас сгорела не целиком, в ней есть некоторое количество праведников. Или иных важных Господу лиц. Интересно — кто они?